20:00, 03.10.2013 / КУЛЬТУРА

Вслед за Станиславским в Сыктывкаре вспомнят о Шекспире

На этой неделе в столице Коми завершился первый Северный театральный фестиваль, который был посвящен 150-летию со дня рождения Константина Станиславского. В течение пяти дней на подмостках театра драмы имени Виктора Савина выступали творческие коллективы Москвы, Кирова, Вологды. Хозяева тоже в стороне не остались, представив на суд публики спектакль «Когда мы свободны» по пьесе Артура Миллера. Красивую точку первого в истории театра столь большого мероприятия поставили гости из Вологды. 1 октября они показали спектакль по пьесе Гарсиа Лорки «Дом Бернарды Альбы». Тогда же имевшие хоть какое-либо сомнение наблюдатели окончательно убедились в том, что подобный фестиваль должен стать традиционным для Сыктывкара.

IMG_7362.jpg

Фото Петра Акулина

Финал фестиваля получился эффектным. Напряженная драма, созданная в 1936 году незадолго до смерти Гарсиа Лоркой, которую разыграли на сыктывкарской сцене вологодцы, не оставила зрителей равнодушным. Кто-то счел метания актрис слишком сложным психологическим действом, кто-то, напротив, воодушевился глубинным искусством переживания.

IMG_7358.jpg

«Они не злыдни, они просто женщины, у которых нет мужчины», - строки, вышедшие из-под пера испанца почти сто лет назад, звучали все так же актуально. В старинном ли испанском селении, или в современном мегаполисе, одиночество порождает злобу, отсутствие любви заставляет сходить с ума, а женщине, даже очень сильной, все так же невозможно выжить без мужчины.

IMG_7352.jpg

Являясь центральной фигурой, вокруг которого крутится сюжет, мужчина на сцене так и не появляется. Драму разыгрывают женщины, из десяти трое – заслуженные артистки России. Постановщик – художественный руководитель Вологодского драматического театра Зураб Нанобашвили – не нагнетает ужаса и истерики, умело вплетая в объявленный траур комичные элементы. Лишь несколько раз возникает недоумение насчет необходимости спецэффектов – актерский состав слишком силен, чтобы разменивать внимание зрителя на грохочущие предметы, падающее распятие и безумную игру цветомузыки.

IMG_7404.jpg

- Перед спектаклем вы высказывали опасение, что актрисам будет сложно играть на большой сцене сыктывкарского театра, потому что в оригинальной постановке расчет идет на пространство малой сцены. Актрисам действительно было сложнее, чем обычно? – поинтересовался корреспондент БНК у режиссера после окончания спектакля.

IMG_7395.jpg

- Да им всегда тяжело, если честно. К пространству можно привыкнуть, громкость и подачу звука – настроить, это же технический момент. А вот как заставить себя пережить драму еще раз? Как создать на сцене хотя бы те десять секунд, когда умираешь и рождаешься заново, когда выдаешь из самого себя то, что и называется искусством? Это спектакль в репертуаре театра почти десять лет. Марианна Витавская, исполняющая роль Бернарды Альбы, начала играть ее в сорок лет, сейчас ей пятьдесят, а она ее играет. И каждый раз проживает всю боль заново. И остальные девочки тоже, им не бывает в этом спектакле легко, - прокомментировал Зураб Нанобашвили. – Зрителю тоже нелегко, некоторым даже очень неудобно. И это хорошо, что постановка не всем может понравиться, она заставляет задуматься, это важнее симпатий.

IMG_7546.jpg

Почетная, но самая грустная миссия на фестивале досталась гостю театрального смотра, известному актеру и режиссеру, а также профессору Театрального института имени Щукина Михаилу Борисову.

- Закрыть фестиваль как явление российского театрального искусства не удавалось еще никому. Несмотря на все финансовые сложности, фестивали открываются и будут открываться. Этот фестиваль был посвящен 150-летию с рождения Константина Станиславского. И он в эти дни неоднократно рождался на этой сцене, когда артисты играли вдохновенно, глубоко, серьезно, темпераментно, так, как это любит зритель. Фестивалю этому быть. Пусть будет фестиваль! - напророчил почетный гость.

IMG_7420.jpg

Борисов, как и народный артист России Владимир Дубровский, за время фестиваля успел провести мастер-класс для студентов и актеров театра. О пользе подобных встреч в беседе с корреспондентом БНК высказался главный режиссер театра драмы имени Савина Юрий Нестеров.

IMG_7440.jpg

- Когда театр остался без крыши над головой, началась реконструкция здания, все эти смены площадок, переезды, - все это время театр был выпавшим из фестивальной обоймы. Сейчас мы возвращаемся к этой доброй и очень полезной традиции, - констатировал режиссер. - Фестивали помогают быть в курсе. Зрителям – видеть то, что ставит Москва и другие регионы, нам – следить за тенденциями, держать руку на пульсе актуального. Во время фестивалей происходит живой обмен опытом, эмоциями. Здорово, что в рамках фестиваля получилось организовать встречи и мастер-классы с педагогами из Москвы. Для студентов и молодых актеров польза здесь очевидна. Для нас эти встречи тоже имеют смысл. Мы можем напрямую спросить, что нас ждет в будущем. Потому что именно эти преподаватели сегодня учат тех, кто придет завтра в театры страны. То есть они формируют тенденцию уже сейчас.

IMG_7452.jpg

Зрители, вдоволь нааплодировавшись, покинули театр. Актрисы, игравшие в последнем фестивальном спектакле, отправились в гримерки, техники поспешно принялись разбирать декорации. В фойе театра звучали облегченные вздохи: «Провели!». Вопрос – а будет ли продолжение – будто повис в воздухе. На следующий день ответ на этот вопрос агентству БНК дал директор театра драмы Михаил Матвеев.

IMG_7504.jpg

- Когда фестиваль только начался, была опаска – удастся ли провести все на должном высоком уровне. Все-таки север, провинциальный город, и тут – фестиваль, посвященный Станиславскому. Тем не менее, уже первый день и первый спектакль показали – мы готовы проводить подобные мероприятия и держать марку. Это отметили и гости из Министерства культуры России, и представители Центра международных конкурсов, выступившего соорганизатором фестиваля, - прокомментировал директор театра. – На церемонии открытия фестиваля Вячеслав Гайзер отметил, что такой фестиваль должен стать традицией. Мы приложим все усилия к тому, чтобы второй театральный смотр в Сыктывкаре был организован не хуже первого. А он будет. Уже в следующем году второй Северный театральный фестиваль, скорее всего, будет посвящен 450-летию со дня рождения Шекспира.

IMG_7532.jpg

1281

Комментарии (1)

Добавить комментарий
  • Питер
    04 окт. 2013 г., 11:40:10
    Ответить
    Чукотский национальный театр поставил спектакль "Цезарь и Брут" в трех

    отделениях. Действие первое. На сцену выходит большой чукча, бьет себя

    кулаком в грудь:

    - Я - Цезарь!

    Занавес. Действие второе. На сцену выходят большой чукча, чукча

    поменьше. Большой:

    - Я - Цезарь!

    Поменьше:

    - Я - Брут!

    Занавес. Действие третье. На сцену выходят большой чукча, чукча

    поменьше и маленький чукча. Большой:

    - Я - Цезарь!

    Поменьше:

    - Я - Брут!

    Маленький:

    - Я - Брут!

    Большой:

    - И ты - Брут?

    Занавес.