content/news/images/88612/image00004-1_mainPhoto.jpg
11:20, 17.01.2019

Ученый-историк Дмитрий Милохин: «Все ужасы коллективизации в итоге оправдались»

90 лет назад в России случился «год великого перелома» - объявленная руководством страны коллективизация крестьянских хозяйств приобрела особый размах. О том, как она проходила в Коми крае и как ее оценивают современники, в интервью газете «Республика» рассказал ученый секретарь Института языка, литературы и истории Коми научного центра УрО РАН Дмитрий Милохин.

Ученый-историк Дмитрий Милохин: «Все ужасы коллективизации в итоге оправдались»
Фото с сайта ИЯЛИ КНЦ УрО РАН

– Колхозы – это же чисто отечественное изобретение. Насколько известно, ни в одной стране подобной формы организации крестьянского труда не было.

– Это действительно так, но на то есть исторические предпосылки. Появление колхозной системы у нас стало возможным в силу всей предыдущей истории крестьянства. Что я имею в виду? Долгое время в России существовало крепостное право. Это была в корне антигуманная система, но использование принудительного труда и закрепление крестьян за конкретным хозяином по факту обеспечивало возможный максимум производства аграрной продукции. Уместно вспомнить и общинные традиции российского крестьянства как способ его самоорганизации. Всей крестьянской землей владела община, и именно она решала, сколько, какой и где получит крестьянин надел земли. Словом, хотя и косвенно, но исторический опыт российского аграрного развития мог быть использован для развития идеи коллективизации деревни.

– Но в Коми ведь не было крепостного права.

– Это не совсем так, формы крепостничества существовали и на нашем европейском севере. Кроме того, страна-то была одна. И если в СССР вводились определенные правила, то они распространялись и на нас. В массовом сознании закрепилась установка, что многие решения Сталина были бесчеловечными. С позиций идеалов гуманизма это действительно так. Но я сейчас, может быть, непопулярные вещи скажу: в тех условиях, в которых страна находилась в конце 20-х – начале 30-х годов, коллективизация была единственным способом сделать страну индустриально развитой. Это была крупнейшая аграрная реформа, сравнимая по масштабу и последствиям разве что с отменой крепостного права.

Потому что аграрная система XIX века до отмены крепостного права тормозила развитие капитализма, так как для развития капитализма необходимы были свободные рабочие руки. А если 90 процентов населения – крестьяне, работающие на земле, то где взять рабочих на заводы и фабрики? Нужно было освободить крестьян от крепостной зависимости, дать им личную свободу. После отмены крепостного права многие не могли прокормить семью с того маленького земельного надела, который у них остался, и мужчины уходили в города, пополняя рынок труда.

По замыслу руководства СССР, введение колхозной системы имело целью создание возможностей для ускоренной индустриализации страны. К середине 20-х годов Россия столкнулась с острым недостатком внутренних ресурсов для своего дальнейшего развития, а внешние, например, крупные иностранные займы, по известным причинам были недоступны. Россия на то время являлась отстающим, бедным государством. Ресурсы, которые были основаны только на восстановлении производительных сил после Гражданской войны, были исчерпаны. НЭП уже тоже не мог помочь вывести страну из экономического кризиса.

Мелкотоварное аграрное производство, даже выйдя на пик своего развития к середине 1920-х годов, оказалось неспособным обеспечить страну всем необходимым. Поэтому у советского руководства сформировалась идея создать коллективные хозяйства на больших площадях земли, где целесообразно было бы применить сельскохозяйственную технику. Потому что технику имеет смысл применять только на больших сельхозугодьях. Если у вас мало земли, ни к чему пахать ее трактором – выгоднее на лошади. Благодаря коллективизации планировалось повысить производительность сельхозтруда и получить отдачу в виде дешевого продовольствия и сырья для промышленности.

Коллективизированный крестьянин был, как при крепостном праве, прикреплен к колхозу и не мог добровольно уйти из деревни. Это распространялось и на его детей: достигнув совершеннолетия, они становились членами колхоза автоматически, без личного заявления. Уход был возможен только для тех, кто отслужил в армии и остался учиться или работать в городе. Девушка могла выйти замуж за городского парня. Конечно, все стремились туда, где платят. Кто имел силы, шел работать на лесозаготовки или на государственные машинно-тракторные станции, где трактористы и механики хоть что-то получали. Поэтому в колхозе мужчин было раза в два меньше, чем женщин. Молодежь покидала деревню.

Важно отметить, что коллективизацию нельзя рассматривать как изолированную реформу. Это была неотъемлемая часть общей модернизации страны. К началу 30-х годов международная обстановка сложилась очень напряженной, и руководство понимало, что новая мировая война неизбежна и ее развязывание – лишь вопрос времени. И если не построить заводы, не дать стране сталь, уголь, оружие, она не сможет воевать. Нужны были рабочие руки, а рабочих надо было кормить. Вот потому все делалось в крайне сжатые сроки. От начала коллективизации до начала Великой Отечественной войны прошло всего 12 лет. За эти годы удалось создать колхозы, начать выкачивать ресурсы из деревни и за счет этого проводить индустриализацию, чтобы выйти на конвейерное производство танков, самолетов, пушек и так далее. Только благодаря этому в ходе войны СССР сумел противопоставить противнику реальные силы.

– Ваши научные исследования посвящены коллективизации в Коми крае. В силу особого жизнеустройства народов Севера здесь все происходило немного иначе.

– Коми автономия подчинялась тем же правилам, что и все территории СССР. Но поскольку мы входим в зону рискованного земледелия, в больших масштабах товарной сельхозпродукции не выращивали. Если рожь в хорошие годы еще вызревала, то пшеница у нас вызревала плохо. Но никто не считался с этим в то время. В Коми пригодных для земледелия площадей всего один процент. К тому же у нас нет черноземных земель, почвы подзолистые, скудные, климат суровый: посеешь, а в июне ударят заморозки, и весь будущий урожай погиб. Это все сказывалось и на продуктивности сельского хозяйства, и на уровне жизни населения.

Надои от нашей коровы были в два раза ниже, чем от кубанской или вологодской. Потому что период стойлового содержания скота у нас доходил до восьми месяцев. Чтобы обеспечить животное сеном на этот срок, нужны огромные запасы. А сенокосные угодья имелись далеко не везде, только там, где есть заливные луга. Поэтому наши колхозы были экономически слабыми. Львиная доля всего, что в них создавалось, уходила государству практически бесплатно. Кроме того, каждый колхозник должен был со своего маленького личного надела сдать продовольственный налог. Причем не важно, была корова или нет, сдать молоко и мясо – обязанность хозяина каждого двора.

Это были крайне тяжелые условия существования. Люди работали на колхозных полях с утра до вечера, и при этом они ничего не получали, кроме скудной доли произведенного продукта на трудодни. Деревня существовала на грани выживания.

В Коми не было богатых колхозов, как в южных областях СССР, где были профильные колхозы-миллионеры по выращиванию хлопка, винограда, цитрусовых или пшеницы. Жители тех территорий Коми, где ничего не произрастало, от продналога не освобождались. Рыболовецкие артели на Печоре и оленеводческие колхозы вместо зерновой сельхозпродукции производили рыбу, оленьи шкуры и мясо.

В 30-е годы Коми край называли зеленым Донбассом, потому что древесина была одним из немногих продуктов, которые у нас охотно покупали за рубежом. А единственным источником получения валюты являлась продажа сырья. И лес первым пошел на экспорт. Поэтому в Коми его заготавливали в том числе и колхозники. Тогда еще у нас не были освоены месторождения угля, нефти и природного газа.

– Если бы не существовало этой практики колхозов, сохранилась бы деревня?

– В каком-то виде, безусловно, да. Но традиционная деревня обречена. В условиях индустриализации у нее практически не остается шансов на сохранение. Жаль, конечно, но нельзя закрывать глаза на эту тенденцию. Если взять историю практически всех народов, крестьянство всегда и везде – самый угнетаемый и беззащитный слой населения. Его легче обложить данью, заставить работать на себя, потому что сельский пахарь не может убежать от своей земли, от своего хозяйства, в то время как в городе больше шансов ускользнуть от административного давления. Сельское хозяйство должно существовать в любой стране – народ-то надо кормить, и желательно своей, отечественной продукцией. Но нужно создать условия для бизнеса, чтобы ему это было выгодно. Если ресурсы потекут к фермеру, экономическая эффективность фермерских хозяйств повлечет за собой и рост социального благополучия в селах.

– В 90-е годы весьма актуальной была тема гибели деревни после развала совхозной системы. Во всем винили перестройку и наступление капитализма. На эту тему рассуждали ученые, социологи, писатели-деревенщики. К чему тогда этот всеобщий плач по деревне, если она исторически уже давно обречена?

– Этот плач по деревне понятен, потому что Россия вся вышла из деревни. Менталитет и мировоззрение российского народа формировались именно в деревне. Вообще, Россия перестала быть аграрной страной только во второй половине XX века, когда горожан стало больше, чем сельского населения. Завершающий удар по российской деревне нанесли радикальные экономические реформы 1990-х.

А если вернуться к коллективизации, то приходится признать: все ужасы колхозной системы в конечном итоге оказались оправданы победой в Великой Отечественной войне. Потому что без колхозов мы бы не смогли создать промышленность в столь короткие сроки, и никакой героизм наших солдат не помог бы нам победить в войне. Заметьте, если некоторые европейские страны сдавались Гитлеру более-менее легко, надеясь на его милость, то мы понимали, что нас как народа не будет, если мы уступим. Нам ведь даже условия мира не предлагали. С этой точки зрения жертвы, принесенные в рамках колхозной системы, были оправданы.

Не помню, кто из западных ученых сказал: «Можно осуждать большевистское руководство за их методы, но до тех пор, пока вы не скажете, как можно было в тех условиях иначе достичь тех целей, которых они достигли».

Как-то мой товарищ спросил у своей прабабушки – вологодской крестьянки, как ей запомнилась коллективизация. После паузы она ответила: «Хуже войны». Но вот что интересно: я недавно был в соседней Архангельской области и в некоторых селах, причем как действующих, так уже и умерших, увидел памятники, установленные на общественные деньги. Знаете, чему они посвящены? Колхозам, существовавшим в этих деревнях. И что самое поразительное: образы, увековеченные в этих памятниках, – это ностальгия по светлому прошлому. Я был совершенно ошеломлен. Получается, что народное сознание хоть и помнит о тех лютых годах, но в то же время понимает их смысл и значение. Это памятники судьбе российской деревни, ее подвигу.

9583

Комментарии (134)

Добавить комментарий
  • 111
    17 янв. 2019 г., 11:39:55
    Ответить
    Как буд то сейчас лучше.Во все времена кулаки,а сейчас олигархи и люди при деньгах жили и живут хорошо,а простой народ,как и при колхозах нищенствует.,Таак,.что за 90 лет мало,что изменилось
    • иван
      17 янв. 2019 г., 15:01:28
      Ответить
      Изменилось. Финлянлия и Польша - бывшая россия. Вовремя отделились.
      Уровень жизни както в пятеро лучше россиянского
      • Ивану
        17 янв. 2019 г., 15:20:58
        Ответить
        В Финляндии не спорю,а вот в Польше не лучше,чем у нас
      • (:- )
        17 янв. 2019 г., 16:46:22
        Ответить
        Темпы роста польской экономики самые высокие в Европе; к 30-м годам вполне может произойти удвоение ВВП, притом без "майских указов" ВВП...
      • ФАКТ
        17 янв. 2019 г., 20:51:13
        Ответить
        Фины зажили хорошо - когда им Сталин зубы повышибал.
        • На одного убитого фина
          17 янв. 2019 г., 22:18:41
          Ответить
          Приходилось 20 человек красноармейцев - невозвратных потерь: убитых и замёрзших в летнем обмундировании (гимнастерка, ботинки, обмотки, шинель, будёновка или пилотка, брезентовый ремень, х/б кальсонная пара).
    • Болтуны
      17 янв. 2019 г., 15:27:43
      Ответить
      Колхоз-дело добровольное.
      Все было извращено.
      В 1917 г лозунг был - Землю -крестьянам.
      Ее дали крестьянам?
      Только конкуренции колхозов с частниками- кулаками, причем на равных условиях могла принести стране действительно расцвет.
      А те колхозы. что были создагны в 37 г- это было действительно - Крепостное право-2.
      • Александр Щиголев
        17 янв. 2019 г., 19:27:24
        Ответить
        Моя бабушка всё жизнь прожила единоличницей, до 1964 года, никогда не вступала в колхоз
        .
        Ей выделяли землю каждый год , по числу едоков.
        Маму, не смотря на то, что не была колхозницей, и в комсомол приняли, и в партию.

        А разговоры о том, что могло бы быть, это и есть болтовня. Вот сейчас нет колхозов, но есть кулаки (те же фермеры) и что, страна в избытке дешёвых и, главное, качественных продуктов????
        • Щиголеву
          17 янв. 2019 г., 21:40:12
          Ответить
          А что сейчас очереди за молоком, мясом и советской синюшной курицей?
          А в СССР убивали друг друга в очередях за едой.
          • Сейчас в сетевых тошниловках
            17 янв. 2019 г., 22:22:22
            Ответить
            Не молоко, а вода с растворенными порошком, белками и растительными маслами. Советская синяя курица - идеал экологичности по сравнению с напичканными антибиотиками и гормонами роста цыплятами размером с взрослую курицу. Вы жрете эрзац продукты, обеспечивающие мутации у ваших потомков.
          • Александр Щиголев
            17 янв. 2019 г., 22:38:52
            Ответить
            Убивали в очередях за едой?))
            .
            Даже в блокадном Ленинграде такого не было.
            • Щиголеву
              18 янв. 2019 г., 0:31:29
              Ответить
              Даже в сыктывкаре такое было, в Ленинграде просто ели друг друга.
              Про убийства в очередях за пивом возле киосков и водкойв ангаре на Крутой, тебе не надо напоминать?
              • Александр Щиголев
                18 янв. 2019 г., 10:36:30
                Ответить
                Понятно, кто вступил в дискуссию ...)))
                .
                Для кого основная еда - пиво и водка ....)
                • Щиголеву
                  18 янв. 2019 г., 11:59:51
                  Ответить
                  Настоящий коммунист пьёт из ведра
                  7 ноября 1918 года в Усть-Сысольске состоялась манифестация. По окончании этого действа большинство местных руководителей собралось на банкет. (всего 17 человек).
                  Поскольку со снабжением винно-водочными изделиями даже у руководителей имелись тогда трудности, а пить самогон было как-то не по чину, «отцы» города и уезда распорядились изъять из городской аптеки «для технических нужд» изрядное количество спирта (три ведра и еще 11 бутылей).
                  • Принцесса Водка
                    30 апр. 2019 г., 8:19:36
                    Ответить
                    Чай не водка, сколько не пей все равно не запоешь.
    • ?
      17 янв. 2019 г., 18:37:19
      Ответить
      На кой здесь эта "портянка"?
    • Маленькая поправка.
      18 янв. 2019 г., 9:34:59
      Ответить
      В те времена за 40 лет страна прошла от сохи и лошади к полётам в космос, а сейчас?
  • Yuri
    17 янв. 2019 г., 11:43:34
    Ответить
    В 1929 году - год 'великого перелома' - было принято и реализовано совместное постановление ЦК ВКПб и СНК СССР о том, по каким признакам и кого считать кулаками, следовательно, противниками Советской власти и нарождающегося колхозного устроения. Моего прадеда на орловщине раскулачили по этому постановлению: в хозяйстве был какой-то - конечно же, кулацкий! - полукустарный инвентарь (крупорушка, маслобойка и т.п.), а дом был покрыт листовым железом (невиданная роскошь!), а не соломой - вот и кулачище! В освободившемся доме разместили сельсовет. И (отмо.) он приглянулся в 41-м, за что катуковцы уже в 43-м спалили его подчистую. Зато теперь там хорошая сельская школа.
    А нынче в тамошних магазинах есть местные продукты из Брянска, Курска, Белгорода, Липецка, но орловских почему-то практически нет, но заросшие поля чернозёмные есть...
    • Это
      17 янв. 2019 г., 11:54:49
      Ответить
      Это ты скажи спасибо горбатому и ельцину за заросшие поля,а при Сталине ни одного гектара ни простаивало зря всё оробатывалось и приносило урожай
    • :-(
      17 янв. 2019 г., 12:47:54
      Ответить
      Да, наверное. А еще при Сталине дважды был людоедский голод, и это с 'обработанными' полями. Ещё помнится колхозникам паспорта в массовом порядке стали выдавать только в 70-х годах прошлого века, т.е. уже при Брежневе, раньше не положено было селянам личность иметь и удостоверять оную, видимо, чтобы поля не пустовали, даже при Хрущёве. Не потому ли зерно долгое время в Канаде закупали, да и сейчас закупают для выпечки качественного хлеба...
    • Александр Щиголев
      17 янв. 2019 г., 19:31:29
      Ответить
      Есть два похода ко всем событиям ..
      .
      Объективный и субъективный.
      Кто рассуждает с точки зрения проблем и бед своих предков, тому всё не мило.
      Но следует помнить, что если бы история изменилась, самих этих критиканов Советской истории попросту не было бы ...
      • Yuri
        17 янв. 2019 г., 23:16:15
        Ответить
        О-о, Александр, а Вы не из Шотландии ли родом, и не являетесь ли потомком Дэвида Юма? Уж больно ловко рассуждаете о причинно-следственных связях и 'критиканах' Советской власти...
  • Я
    17 янв. 2019 г., 11:45:43
    Ответить
    Неверно сравнивать кулаков и нынешних олигархов. Кулаки работали.
    • ?
      17 янв. 2019 г., 11:59:01
      Ответить
      Кулаки работали? Работали рабы на кулаков,за миску баланды и корку хлеба,так же,как и сейчас работают за копейки люди на богатеев.Мне родители рассказывали,как их дед и бабуля работали от зари до зари на кулака,вечно недоедали и ходили в лохмотьях.И слава богу после Революции их начали раскулачивать
      • Я
        17 янв. 2019 г., 12:10:36
        Ответить
        А у меня деда раскулачили "шариковы". Семья у него была большая и работали на себя.
        • И я
          17 янв. 2019 г., 14:07:28
          Ответить
          Мой прадед чуть не попал под раскулачивание. Работали своей семьей, работников не имели. Жили зажиточно, зимой прадед занимался гончарным делом. Всех загнали в колхоз, а руководили бездельники с длинными языками. Как и сейчас.
      • :-0
        17 янв. 2019 г., 12:53:29
        Ответить
        "Вопросительный знак", вероятно, своими глазами видел тех подкулачных рабов с миской баланды в руках. Вот только 'картинка' (рабы и баланда) больше напоминает сталинский ГУЛАГ, чем, пусть даже небогатую, деревенскую жизнь.
      • У вас хорошая память
        17 янв. 2019 г., 19:32:21
        Ответить
        А как же множество кулацких деревень?
        Мне бабушка рассказывала, что вся их деревня считалась "кулацкой". Т.е. батраков практически не было. Работали всей семьей от старого до малого
    • Лев Толстой
      17 янв. 2019 г., 12:04:17
      Ответить
      кулаки = олигархи
      «Во всех этих деревнях хотя и нет подмеси к хлебу, как это было в 1891-м году, но хлеба, хотя и чистого, дают не вволю. Приварка - пшена, капусты, картофеля, даже у большинства, нет никакого. Пища состоит из травяных щей, забеленных, если есть корова, и незабеленных, если ее нет, - и только хлеба. Во всех этих деревнях у большинства продано и заложено всё, что можно продать и заложить.
      Из Гущина я поехал в деревню Гневышево, из которой дня два тому назад приходили крестьяне, прося о помощи. Деревня эта состоит, так же как и Губаревка, из 10 дворов. На десять дворов здесь четыре лошади и четыре коровы; овец почти нет; все дома так стары и плохи, что едва стоят. Все бедны, и все умоляют помочь им. "Хоть бы мало-мальски ребята отдыхали", -- говорят бабы. "А то просят папки (хлеба), а дать нечего, так и заснет не ужинаючи"...
      Я попросил разменять мне три руб**. Во всей деревне не нашлось и руб** денег... Точно так же же у богатых, составляющих везде около 20%, много овса и других ресурсов, но кроме того в этой деревне живут безземельные солдатские дети. Целая слободка этих жителей не имеет земли и всегда бедствует, теперь же находится при дорогом хлебе и при скупой подаче милостыни в страшной, ужасающей нищете...

      Из избушки, около которой мы остановились, вышла оборванная грязная женщина и подошла к кучке чего-то, лежащего на выгоне и покрытого разорванным и просетившимся везде кафтаном. Это один из ее 5-х детей. Трехлетняя девочка больна в сильнейшем жару чем-то в роде инфлуэнцы. Не то что об лечении нет речи, но нет другой пищи, кроме корок хлеба, которые мать принесла вчера, бросив детей и сбегав с сумкой за побором... Муж этой женщины ушел с весны и не воротился. Таковы приблизительно многие из этих семей...

      Нам, взрослым, если мы не сумасшедшие, можно, казалось бы, понять, откуда голод народа. Прежде всего он - и это знает всякий мужик - он
      1) от малоземелья, оттого, что половина земли у помещиков и купцов, которые торгуют и землями и хлебом.
      2) от фабрик и заводов с теми законами, при которых ограждается капиталист, но не ограждается рабочий.
      3) от водки, которая составляет главный доход государства и к которой приучили народ веками.
      4) от солдатчины, отбирающей от него лучших людей в лучшую пору и развращающей их.
      5) от чиновников, угнетающих народ.
      6) от податей.
      7) от невежества, в котором его сознательно поддерживают правительственные и церковные школы.

      Чем дальше в глубь Богородицкого уезда и ближе к Ефремовскому, тем положение хуже и хуже... На лучших землях не родилось почти ничего, только воротились семена. Хлеб почти у всех с лебедой. Лебеда здесь невызревшая, зеленая. Того белого ядрышка, которое обыкновенно бывает в ней, нет совсем, и потому она не съедобна.
      Хлеб с лебедой нельзя есть один. Если наесться натощак одного хлеба, то вырвет. От кваса же, сделанного на муке с лебедой, люди шалеют.»
      • Александр Щиголев
        17 янв. 2019 г., 19:38:31
        Ответить
        Всё это гнусная Советская и коммунистическая пропаганда!!!!
        .
        Лев Толстой сам был ГРАФ и нещадно угнетал крепостных, которым жилось намного лучше, чем в Советских колхозах! Крепостное право было раем для крестьян, о которых неустанно заботились помещики, потому, как показал Лев Толстой, крестьяне и наваляли французам в 1812 году, так как Наполеон шёл освободить Российских крестьян от крепостного права, которым они так гордились...
  • poligraf
    17 янв. 2019 г., 11:47:13
    Ответить
    что за бред
    Ужасы ни чем оправдать нельзя!
    • Я
      17 янв. 2019 г., 12:21:16
      Ответить
      +100
    • не историк
      17 янв. 2019 г., 12:43:35
      Ответить
      Кулак - это термин, придуманный для оправдания грабежа. Грабили и уничтожали семьи работящих, умеющих работать на земле крестьян -не лентяев и пьяниц. У "кулаков" работали не рабы, а батраки. Батраки - в основной своей массе были молодыми людьми, которые нанимались к "кулаку" на определенный срок и за определенную плату. Как правило расчет производился натуральным продуктом,. Это могла быть лошадь или орудия для обработки земли или оборудованием для обработки зерна и т.д. Иными словами все то, что позволяло обратиться в общину для выделения земельного участка. Земля давала возможность молодым людям создать семью и кормить её.
      Так что, любители писать свои умозаключения без знания вопроса, займитесь для начала самообразованием ….
      • 111
        17 янв. 2019 г., 13:05:08
        Ответить
        +1000000000
      • Я
        17 янв. 2019 г., 13:38:13
        Ответить
        Вот я про это говорил. Согласен полностью. Ещё шли к кулаку забулдыги и пьяницы.
      • :-0
        17 янв. 2019 г., 14:40:09
        Ответить
        Мне в Интернете как-то попались записки фронтового офицера, который аж в 1916 году после госпиталя заехал в свое родное сельцо. Он был в шоке от того, что на многих домах не было крыш. Как так? - Война-то далеко!
        Пропили крыши, мужички пропили, притом безо всякого кулацкого принуждения и пролетарской революции...
    • Александр Щиголев
      17 янв. 2019 г., 19:40:28
      Ответить
      Ужасы ни чем оправдать нельзя!"
      .
      Ужасы коллективизация нельзя.
      А сама коллективизация в оправдании не нуждается ...
  • какой нынче историк не пнет СССР?!
    17 янв. 2019 г., 11:51:22
    Ответить
    С ужасом о коллективизации могли бы говорить только кулаки, которых до революции называли - кулаки-мироеды. Советскому же крестьянину жилось и работалось в колхозе куда уютнее, чем во времена Российской империи (великой). То же самое как и работникам-заключенным ГУЛага.
    Кроме налогов колхозы сами, добровольно, помогали фронту, как натуральным продуктом, так и деньгами.


    Но таким историкам надо обязательно найти какую нибудь бабку. Может она просто жена кулака?
    • (:- )
      17 янв. 2019 г., 12:56:39
      Ответить
      Слава Богу!
      Так Вы и есть тот самый советский крестьянин, которому уютно жилось и работалось в колхозе?
      • перечитай у Льва Толстова
        17 янв. 2019 г., 15:42:15
        Ответить
        с темой: кулаки = олигархи.
        По вопросу - как жилось крестьянину до Советской власти.



        В. Г. Короленко, много лет проживший в деревне, бывавший в начале 1890-х годах в других голодавших районах и организовываший там столовые для голодающих и раздачу продовольственных ссуд оставил очень характерые свидетельства государственных служащих: «Вы свежий человек, натыкаетесь на деревню с десятками тифозных больных, видите как больная мать склоняется над колыбелью больного ребенка, чтобы покормить его, теряет сознание и лежит над ним, а помочь некому, потому что муж на полу бормочет в бессвязном бреду. И вы приходите в ужас. А «старый служака» привык. Он уже пережил это, он уже ужаснулся двадцать лет назад, переболел, перекипел, успокоился... Тиф? Да ведь это у нас всегда! Лебеда? Да у нас этой каждый год!..»
      • :-(
        17 янв. 2019 г., 16:54:03
        Ответить
        Слыхал, что Лев Николаевич - "зеркало русской революции", но не знал, что положение крестьянства в царской России является основанием и оправданием "раскулачивания" и прочих "прелестей" сплошной коллективизации, по поводу которых даже Сталин написал статью "Головокружение от успехов", притом что у многих головокружение было от элементарной голодухи...
        • отбрось примитивные штампы бандеровских историков и посмотри со стороны науки
          17 янв. 2019 г., 18:35:19
          Ответить
          О главной причине голода в Украине в 1932–1933 годах

          Американский ученый Марк Таугер, тщательно изучив состояние сельского хозяйства СССР в 1932–1933 годах, сделал вывод, что наибольшую роль в возникновении голода играли природные факторы. К природным факторам, вызвавшими голод, М. Таугер относит неблагоприятные погодные условия и широкое распространение болезней растений и вредителей. Из погодных условий, сказавшихся на урожае 1932 года, засуха играла незначительную роль. Больший урон урожаю нанесли резкие колебания температуры зимой 1932 года, а также дожди во время сева и уборки урожая. Продолжительные дожди замедлили сев весной 1932 года и не позволили полностью убрать урожай осенью. Ряд исследователей предвоенного состояния сельского хозяйства СССР указывают на катастрофическое распространение в Украине в 1932 году болезней растений, таких, как ржавчина, головня, спорынья и др. Внесли свой вклад в сокращение урожая 1932 года и различные вредители. Теплая влажная погода привела к значительной пораженности хлебов насекомыми – луговым мотыльком и саранчой. Кроме того в 1932 году наблюдалась масштабная вспышка численности мышей: в некоторых зерновых районах Украины отмечалось до 10 тысяч нор грызунов на гектар.
          Именно неблагоприятное сочетание природных факторов в 1932 году привело к низкому урожаю в Украине, который стал главной причиной голода. Кроме того, негативное влияние на урожайность зерновых оказали имевшие место в начале 30-х годов организационные и агротехнические недостатки ведения сельского хозяйства: нарушение севооборота, некритическое заимствование зарубежного опыта ведения сельского хозяйства и нарушение технологии полевых работ. В 1932 году в докладах из зерновых районов отмечался рост нарушений правил севооборота колхозниками, что снизило урожайность засеянных площадей. В то время в сельское хозяйство СССР внедрялся американский опыт выращивания зерновых культур. Одной из его особенностей являлась неглубокая вспашка, позволявшая сократить сроки полевых работ и сократить расход горючего. Но неглубокая вспашка приводила к быстрому высыханию почвы и создавала благоприятные условия для размножения сорняков и вредителей. Эти пороки неглубокой вспашки оказали большое влияние на снижение урожая зерновых в 1932 году. Тем более что из-за некомпетентности и нерасторопности руководителей в колхозах и зерновых совхозах нарушилась технология полевых работ, не выполнялись профилактические мероприятия против заражения зерна, практически не велась борьба с сорняками.
          В силу перечисленных природных, организационных и агротехнических причин урожай в Украине в 1932 году, по подсчетам М. Таугера, был намного ниже ожидаемого. По официальным данным, средняя урожайность зерна в Украине прогнозировалась в 8 ц/га, при этом общий сбор зерна должен был составить 14,6 млн т. При плане государственных хлебозаготовок в 5,7 млн т (356 млн пудов) в Украине должно было остаться 8,9 млн т. зерна – 278 кг зерна на одного жителя (численность населения Украины в 1932 году – около 32 млн чел.). Для нормального питания этого количества зерна вполне достаточно. Но реальная урожайность зерна в Украине, по данным колхозных отчетов, составляла лишь 5,0 ц/га, а общий сбор зерна был равен примерно 8,5 млн т, т.е. менее 60% от ожидаемого. При таком урожае голод был неизбежен. При выполнении первоначального плана заготовок в Украине осталось бы лишь 2,8 млн т зерна, т.е. около 88 кг на одного жителя. Даже при сокращении плана заготовок вдвое (реально государство не могло пойти на такое снижение плана заготовок, потому что это грозило масштабным катастрофическим голодом в городах и в местностях, не производящих зерно) в Украине осталось бы лишь 189 кг (меньше 12 пудов) зерна на одного жителя, что тоже ниже физиологической нормы, установленной во время Гражданской войны (12 пудов хлеба и пуд крупы). К концу 1932 года запасы зерна у сельских жителей Украины иссякли – начался голод. Поскольку урожайность зерна в регионах значительно различалась (от 3 до 7 ц/га), то голод в Украине носил очаговый характер – в каких-то районах (где урожайность зерна была 3 ц/га) голод был сильным, а какие-то районы (где урожайность зерна достигала 7 ц/га) вообще не были затронуты голодом.
          Стоит отметить, что в 1932–1933 годах многие страны Европы также поразил голод, причиной которого был низкий урожай. В сравнении с 1931 годом урожай в 1932 году был ниже, например, в Болгарии – на 25%, в Турции – на 34%, в Югославии – на 46% и в Румынии – на 59%.
          Не обладая способностью к всестороннему рассмотрению исторических процессов, а потому не понимая истинных причин возникновения голода, украинские историки принялись генерировать различные домыслы, «доказывающие», что в 1933 году в Украине был не голод, как в других регионах СССР, а специально организованный властью «голодомор».

          Реакция власти на голод и извлечение уроков

          В силу неотлаженности механизма обратной связи о положении на местах первые сообщения о масштабном голоде в украинских селах поступили руководству СССР только в начале февраля 1933 года. С этого времени советское правительство приложило большие усилия, чтобы смягчить и ликвидировать голод в Украине. Во-первых, в голодающие регионы Украины в больших объемах было поставлено зерно из резервов страны. С 19 марта 1932 года по 4 июля 1933 года Украине было поставлено 497,98 тыс. тонн зерна на семена (в том числе 64,7 тыс. тонн – на фураж) и 541,64 тыс. тонн зерна – в качестве продовольствия. К сожалению, этих поставок было недостаточно для ликвидации голода, но в распоряжении советского правительства не было достаточных резервов зерна. Засухи 1929 и 1931 годов привели к резкому снижению государственных резервов зерна. По данным Р. Дэвиса и С. Виткрофта, на 1 июля 1932 года полных запасов продовольственного зерна в стране (чуть более 1,5 млн т) оставалось приблизительно на один месяц. Во-вторых, советское правительство резко снизило экспорт зерна – с 5,2 млн т в 1931 году до 1,73 млн т в 1932 году. В начале 1933 года экспорт зерна был еще снижен, по сравнению с экспортом в начале 1932 года, более чем в 2 раза – с 750 тыс. т до 354 тыс. т, причем в 1932 году зерно вывозили в основном в начале года, а в 1933 году – в основном в конце года. Таким образом, во время голода (конец 1932 года – начало 1933 года) экспорт был менее 1 млн т. Полностью прекратить экспорт было нельзя в силу международных обязательств СССР и сложившейся к тому времени ситуации с выплатой взятых страной кредитов (угроза конфискации имущества СССР за рубежом).
          Руководство СССР не ограничилось оперативными мерами по оказанию продовольственной помощи голодающим регионам: СНК СССР и ЦК ВКП(б) был принят ряд важных решений организационного и экономического характера, направленных на недопущение голода в будущем. Во-первых, на сессии ВЦИК была осуждена практика неглубокой вспашки. Во-вторых, Постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 19 января 1933 года была упразднена контрактационная система заготовок хлеба, подсолнечника и картофеля и введены вместо нее «имеющие силу налога твердые обязательства» по сдаче указанных продуктов государству. В-третьих, оценка урожая стала производиться не биологическим методом, а на основании отчетов колхозов. В-четвертых, были произведены большие кадровые изменения в различного уровня руководящих органах сельского хозяйства: в Украине в 1933 году более 10 тыс. человек было направлено на руководящую работу в колхозы, совхозы. За недостатки в хлебозаготовках были сняты со своих постов 1830 человек руководящего состава колхозов. В-пятых, была налажена система контроля и учета сельскохозяйственного производства. Наконец, в-шестых, были приняты действенные меры по развитию огородничества и личных подсобных хозяйств колхозников и городских жителей.
          Эти энергичные действия советского правительства дали эффект уже в 1933 году – урожайность в Украине существенно выросла с 5,0 ц/га до 8,1 ц/га. Годовой план 1933 года колхозами и единоличниками был выполнен к 20 ноября. Советская власть быстро справилась с голодом и не допустила его повторения в последующие годы.
          Украинские крестьяне рассматривали голод 1932–1933 годов как стихийное бедствие и никогда не обвиняли власть в его возникновении. Это подтверждает поведение сельского населения Украины в годы Великой Отечественной войны. Призванные в действующую армию воины из регионов Украины, охваченных голодом в 1932–1933 годах, сражались с фашистами так же мужественно и самоотверженно, как и военнослужащие, призванные из других регионов. На оккупированных врагом территориях, пострадавших от голода 1932–1933 годов, не было сколько-нибудь значимой поддержки оккупантов. Наоборот, развернулась широкомасштабная партизанская война. На Украине, например, успешно воевали с оккупантами крупные партизанские соединения Ковпака, Федорова, Субурова и других. Более 2 тыс. воинов-украинцев, сражавшихся в действующей армии и партизанских отрядах, были удостоены звания Героя Советского Союза, а около 2,5 млн украинцев награждены боевыми орденами и медалями.
          • (:- )
            17 янв. 2019 г., 18:45:13
            Ответить
            Америкосы - большие мастаки печеньки людям раздавать, особенно на Украине...
    • 584
      17 янв. 2019 г., 14:42:29
      Ответить
      Как раз такие бабки и дедки, познавшие коллективизацию на своей шкуре и говорят правду. Большевики обманули крестьян, обещав им землю, и загнав в колхозы. И радостные крестьяне, работающие за трудодни и не имеющие паспорта- это из фильма «Кубанские казаки». Все, куда гнали насильно, развалилось.
      • Декрет о земле
        17 янв. 2019 г., 15:45:57
        Ответить
        27 октября (9 ноября) 1917 г. II съезд Советов
        Этот документ включал в себя общекрестьянский наказ, составленный на основании 242-х местных крестьянских наказов. Кроме того, 12 (25) января 1918 г. на III съезде Советов была принята «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа», куда вошла самостоятельным разделом крестьянская земельная программа, предложенная партией левых эсеров. 19 февраля ВЦИК утвердил «Основной закон о социализации земли». 11 июня был опубликован Декрет ВЦИК об организации комитетов бедноты (комбедов).
        В результате принятия всех этих законодательных актов Советской власти все помещичьи, царские, церковные, монастырские земли вместе с инвентарём и постройками конфисковывались и передавались в общенародную собственность. Крестьяне получили в безвозмездное пользование свыше 150 млн. десятин земли и, кроме того, освобождались от уплаты арендных платежей бывшим владельцам в сумме 700 млн. рублей золотом ежегодно и от долгов в 3 млрд. руб.



        Л О Х,тебя обманули, что большевики обманули крестьян.
        Не слушай на ночь Путина.
      • ну ты это, на Л О Ха сильно не обижайся, но не надо быть таким доверчивым.
        17 янв. 2019 г., 15:56:36
        Ответить
        Паспорта,которых не было.
        За 1933-1936 г.г. уполномоченными органами в СССР было выдано чуть более 112 миллионов паспортных книжек и документов их заменяющих.
        Потом следует резкий спад- с 36 725,4 млн. в 1936-м до 6.35 млн. в 1937-м.
        Что заставило обратить внимание на ситуацию самого Генпрокурора СССР А.Я.Вышинского (переписка по вопросу прилагается) и уже в 1938-м снова было выдано 20 951,6 млн.документов.
        А всего за 1933-40 г.г. уполномоченные органы выдали 179 086,3 млн.документов.
        "Сведения о количестве выданных паспортных документов в СССР с 1933-1940 гг." (ГАРФ. Ф. 9401. Оп. 1. Д. 4155. Л. 199-201).

        Трудовая миграция из села в город за 1927-53г.г.:

        1. 1927 - 1938 - 18,7 млн.
        2. 1939 - 1953 - 20,1 млн.
  • Кр
    17 янв. 2019 г., 12:08:47
    Ответить
    В Коми к 70-му году, если не раньше,
    в Коми не было уже ни одного колхоза - все стали совхозами.
  • Внимание
    17 янв. 2019 г., 12:13:00
    Ответить
    Это была в корне антигуманная система, но использование принудительного труда и закрепление крестьян за конкретным хозяином по факту обеспечивало возможный максимум производства аграрной продукции.

    =====

    (отмод.)
  • 12345
    17 янв. 2019 г., 12:14:50
    Ответить
    Можно вопрос?
    А чем колхоз от совхоза отличается?
    • .
      17 янв. 2019 г., 13:11:01
      Ответить
      Колхоз- хозяйство пайщиков. Совхоз- госпредприятие.
  • а
    17 янв. 2019 г., 12:17:54
    Ответить
    эта
    Кулаки зачастую не жалели ни себя,ни детей,работали от зари до зари не покладая рук,вот что-то и имели,а были просто лодыри,лежебоки,им бы только горло драть,вот у них кроме кривобокой лачуги ничего не было,что ж им в колхозы то было не идти,одно слово голытьба ленивая.
    • угу
      17 янв. 2019 г., 13:35:37
      Ответить
      Кулак - деревенский ростовщик, который, для получения данных в долг средств, использовал грубую физическую силу.
  • 12345
    17 янв. 2019 г., 12:30:09
    Ответить
    Зато какой результат
    Уже в 1937 г., то есть всего лишь за 15 лет относительно мирной жизни, СССР по экономическому положению занял первое место в Европе и второе – в мире, после США, а по темпам развития в 2–3 раза опередил самые развитые страны. Промышленное производство в 1937 г. по сравнению с 1913 г. составило 816,4% – рост более чем в 8 раз (!)
    • Впереди планеты всей
      17 янв. 2019 г., 14:37:52
      Ответить
      Промыщленное производство, танки , ракеты 816%
      Чего ж тогда народ то мёр с голоду от такого счастья?

      Комуняки тупо отбирали зерно у крестьян поволжья и отправляли в США в обмен на высокотехнологические станки америкосов.
      • (отмод.)
        17 янв. 2019 г., 16:03:21
        Ответить
        Численность, чел.
        1920 (январь) - 137 727 000
        1926 (декабрь) - 147 027 915
        1927 (декабрь) - 150 478 000
        1929 (январь) - 154 226 000
        1937 (январь) - 164 500 000
        1939 (январь) - 170 557 000
        1941 (июнь) - 195 392 000
        • точно
          17 янв. 2019 г., 16:32:26
          Ответить
          Сдохли и ладно
          Бабы ещё нарожают.
        • :-0
          17 янв. 2019 г., 18:39:12
          Ответить
          А в каком году Сталин репрессировал, ещё до Войны, организаторов переписи населения? Что-то они там ему "не так" посчитали...
  • Да
    17 янв. 2019 г., 12:36:10
    Ответить
    Еще не надо забывать, что до этой великой реформы на страну каждые три года обрушивался голод. Помирали от него целыми районами. Что до револоции 1917 года, что и после неё. Но после завершения проведения коллективизации (после 1935 года) голода не стало. Только это уже оправдывает проведение коллективизации. Также коллективизация дала увеличение обработанных земель, увеличение урожайности. И следовательно высвобождение рабочих рук для заводов и фабрик.
    Насчет покинуть колхоз тоже неточно. Любой парень или девушка могли поехать на учебу в ПТУ, техникум или институт. Никакой председатель удержать их не могли. В подтверждение можете посмотреть биографии многих известных людей. Что они из какой-то деревни и поехали на учёбу...
    • Да
      17 янв. 2019 г., 12:52:03
      Ответить
      Имеет смысл послушать известного неприязненным отношением к Сталину И. Бунича: "...если вдуматься, что оставил ему Ленин, кроме методики построения первого в мире социалистического государства и туманных пророчеств о неизбежности войн в эпоху империализма - постоянного детонатора всемирной пролетарской? Пустую казну, дезорганизованную и совершенно небоеспособную армию, расколотую, разложенную и на глазах деградирующую партию, разоренную, разграбленную и распятую страну с темным, забитым, деклассированным и, что возможно, самое главное, неграмотным населением... Разрушенная до основания промышленность, приведенная в полный хаосфинансовая система, парализованный транспорт, почти полностью уничтоженная квалифицированная рабочая сила и частично уничтоженная, частично рассеянная по всему миру интеллигенция...

      Прошло 10 лет - микросекунда в масштабе истории - и ошеломленный мирс ужасом, смешанным с восхищением, вынужден был признать, что стал свидетелем чуда. И хотя это чудо было очень милитаризовано, но от этого отнюдь не становилось менее впечатляющим... 303 дивизии уже находились подружьем. 23 тысячи танков, включая невиданные еще в мире бронированные чудища с дизельными, а не бензиновыми моторами... 17 тысяч самолетов...40 тысяч артиллерийских стволов и секретные реактивные минометы... 220 подводных лодок - больше, чем у всех стран в мире, вместе взятых, эскадры новейших эсминцев и линкоров*... заводы, выплавляющие больше всех в мире на душу населения чугуна и стали, бесчисленные конструкторские бюро, лаборатории, научно-исследовательские институты, разрабатывающие новые виды оружия, вплотную подошедшие к ядерному огню и реактивному движению".


      "Откуда все это началось? Откуда появились сотни тысяч, миллионы инженеров, исследователей, конструкторов, летчиков, штурманов, механиков, водителей танков, командиров кораблей, флотских штурманов, электриков,минеров, артиллеристов, инженеров-механиков надводного и подводного флота, специалистов по металлургии сверхпрочных сплавов, сверхпроводимости, плазме, радиотехнике и радиолокации?
      Они же не выросли на деревьях. И на 1913 год ни одного из подобной категории военных и гражданских специалистов не было и в помине. Почти никого, не считая единиц, не было и в1930 году. И вот, всего за 10 лет, они появились, и в таком количестве, что составили инфраструктуру мощной военно-индустриальной империи. А всего 10 лет назад многие из них даже не знали грамоты. Речь идет не отом, какой ценой все это создавалось, а в том, как это возможно былосоздать за столь короткий срок!..

      Дело даже не в высоких технологиях - а в том, что всего за десять летвозникло новое поколение, обученное со всем этим квалифицированно обращаться - и, используя за основу, идти дальше...
      • Для да
        17 янв. 2019 г., 14:55:17
        Ответить
        И почему с таким вооружением так неподготовленно встретили начало войны? Уничтожили грамотных военноначальников, доверяли фашистской Германии, не вмешивались пока долбили Чехию и Польшу. Ответил опять народ своими жизнями.
      • Потом
        17 янв. 2019 г., 19:48:30
        Ответить
        Не надо забывать, что немецкие военные обучались в Советском Союзе
        Что, может быть, и не очень положительно отразилось на начале войны
    • :-(
      17 янв. 2019 г., 14:45:40
      Ответить
      Вот как!? После 35-го не голодали?
      А в конце 40-х, уже после Войны и Ленинградской блокады, людоедство на челе было из любви к сказкам братьев Гримм?
  • Зырянин-язычник
    17 янв. 2019 г., 12:43:03
    Ответить
    Очередной прикорытный акадЭмик
    Логики, статистики и фактологии никакой.

    Назвать Коми Край до нашествия грабителей комуняк бедным, а насильственный привоз спецпереселенцев с семьями для заготовки экспортного товара леса благом для индустриализации..... это уровень...
    • Язычнику
      17 янв. 2019 г., 19:52:41
      Ответить
      А ты спроси стариков, которые остались в лесных поселках
      Как появились так называемые "вербованные". Ведь они, в основном и подняли лесную промышленность
      • Зырянин-язычник
        17 янв. 2019 г., 20:24:44
        Ответить
        Вербованные и шабашники приехали намного позже 60-70 годы
        Спецпереселенцев с детьми и жёнами ссылали в Коми АССР с 20-х годов.
        Они и зачинали лесозаготовительные спецпоселения строя землянки для своих семей, умирая с голода и холода.
  • Реалист.
    17 янв. 2019 г., 12:46:41
    Ответить
    Коллективизация это вынужденное мероприятие. Только коллективное хозяйство могло дать товарный хлеб для города. А городу хлеб нужен для рабочих, которые строили по 3-4 тыс. заводов и фабрик в год. Без этой экономической базы СССР не выиграл бы войну. И потери от коллективизации не так уж и велики как это преподноситься. Да было много горя от перегибов. Но разве его сейчас меньше?
    • :-(
      17 янв. 2019 г., 14:53:41
      Ответить
      Да уж, 'не велики потери', вот только крестьянство как таковое давно перевелось. Даже в перестройку мало кто ринулся в фермеры, несмотря на новую 'раздачу' земли, а нынешних сельхозрабочих при латифундиях крестьянами можно считать с очень большой натяжкой...
    • Реалисту
      17 янв. 2019 г., 15:03:22
      Ответить
      Интересно, а как другие страны и государства обошлись без коллективизации, без насилия и репрессий. И промышленность ни у кого не рухнула, даже наоборот. Прошло более ста лет после революции и мы все видим своими глазами. И бесконечно жаль невинных людей, детей, выбрасываемых зимой в чистом поле.
    • Кхе-кхе
      17 янв. 2019 г., 17:31:30
      Ответить
      Дружище, не спорь ты с этими ЗДРАВО-МЫСЛЯЩИМИ. Толку никакого. Люди реально не имеют понятия, чего бы их ждало, если бы не нашелся такой человек как Сталин. России бы не стало. И то, что за бугром берется за образец подражания, у нас гнобиться и оплевывается. История имеет свойство повторяться. И мы видим повторение тех же событий, но уже немного в другом виде. ЗДРАВОМЫСЛЯЩИЕ выберут путь условного "временного правительства" и проиграют. Ну да им и дорога.
  • 12345
    17 янв. 2019 г., 12:59:42
    Ответить
    А как было сделать по другому
    Любое государство это машина, состоящая из десятков миллионов человек. Закон больших чисел говорит, что в этой машине заведомо найдутся те, кто работает не совсем в интересах общества. Кто-то работает «на себя». Кто-то работает на «своих». Кто-то "на карьеру". Кто-то работает на «план», даже когда это противоречит здравому смыслу, - а иногда и закону
    • 12345-му
      17 янв. 2019 г., 15:08:07
      Ответить
      Да,правильно. И, главное, что это явление именно сейчас.
  • пример
    17 янв. 2019 г., 13:43:51
    Ответить
    современной науки
    где министры образования имеют поддельные диссертации.а недоумки от науки пытаются оправдать преступление .когда пострадали миллионы людей.Развитие сельского хозяства по эволюционному пути привело бы страну к процветанию раньше.Издивательство над собственной страной имеет последствия и сейчас.В памяти поколений разрушенных семей-работа на земле связана с кабалой.отсюда и современный исход из деревни.
  • +
    17 янв. 2019 г., 14:00:09
    Ответить
    Ну да, Коми не средняя полоса России,где в деревнях у каждой семьи был скот, куры и поросята. Огород и сад в обязательном порядке. Дома кирпичные. Да вставали в 4 утра, но бедными точно не были.
  • Ухтинец Саша.
    17 янв. 2019 г., 14:20:26
    Ответить
    Мне более интересно - что курит этот кот учёный и где он это курево берёт ? В своё время Ленин понял маразм отмены частной собственности и дал ход НЭП - новая эконом. политика. Страна бешеными темпами пошла на подъём ,но Ленин умер и у руля встал кровавый палач Сталин,отменивший НЭП как противоречащую бредовой идеи построения коммунизма. Экономика стала плановой - ГОСПЛАН со своими пятилетками и планами в том числе и в сельском хозяйстве со своими приписками,низким качеством и.т.д.- со всем своим д****измом Допустим по зерну сверху требовали план, на бумаге он был и даже в избытке,а в реале - кукишь. Зерно стали выгре**** до последнего зерна , итог - голодоморы. Нужны были и бесплатные рабы для строек ГУЛАГА. Ну о чём говорить - уже все давно всё это знают. Построили экономику на костях миллионов лучших людей, вооружились до зубов,стали угрозой для всего мира с нескрываемой идеей построить такую хрень во всем мире, а тут ещё Гитлер со своим фашизмом понял , что если не он - то его. Дальнейшую жуть мы знаем. Ну а позже в мире стала в ходу нефть,а её у нас много. Зажил народ советский более менее,но идеи построения коммунизма такого во всём мире не бросил и как прежде вооружался,да так,что надорвал пупок. Плановая экономика проиграла рыночной - США - НАТО. Вы снова хотите в СССР ? В ГОСПЛАН ? С коммунистами ? Ну вот- кратенько, тезисно. И не учёный я и не историк,а всё прекрасно понимаю , кстати и о сегодняшнем времени тоже. Ну не на Луне же живём ,в самом то деле.
    • Пистон
      17 янв. 2019 г., 15:15:13
      Ответить
      В эти годы
      ВВП производимый ГУЛАГом составлял всего лишь 3 процента от общего ВВП.
  • зырянин-язычник
    17 янв. 2019 г., 14:25:47
    Ответить
    Зыряне никогда небыли рабами, и никогда небыли рабовладельцами.
    Крестьяне ( насильствено крещенные в в византий скую религию) - были
    Казаки - по коми наёмные батраки, слуги - были.

    А вот крепостных ( рабов), до нашествия комуняк в 1917 году - Небыло.

    Именно поэтому не знавшие рабства зыряне и единственные кто смог очистить коми край от комуняк в1919 году.

    Рабы и рабство в Коми край появились только при коммунистах СССР.

    • ;-)
      17 янв. 2019 г., 14:47:36
      Ответить
      Так мы ж с этим и не спорим.
      Север завсегда вольным слыл...
      • Зырянин-язычник
        17 янв. 2019 г., 16:45:03
        Ответить
        Так я и не вам, а казёному лживому изТОРЫку. )))
  • Изторык
    17 янв. 2019 г., 14:40:03
    Ответить
    У это историка отчество не Абрамович.
  • эй в БНк
    17 янв. 2019 г., 14:55:38
    Ответить
    а как же
    Правило "трех абзацев"?
    Ну как это всё прочесть?!
  • Очевидец-Милохину.
    17 янв. 2019 г., 14:57:12
    Ответить
    Чтобы делать выводы, надо понимать дух того времени, исторические и историко-политические предпосылки.
    Милохин- "Колхозы – это же чисто отечественное изобретение. Насколько известно, ни в одной стране подобной формы организации крестьянского труда не было".
    Открываю дискуссию.
    1) Предлагаю изучить опыт создания в Израиле кибуцев. Идеологи кибуцев были выходцами из России. Кибуци процветают в Израиле и сегодня! Кибу́ц (ивр. ‏קִבּוּץ‏‎; первоначально קְבוּצָה, квуца — «группа», также киббуц) — сельскохозяйственная коммуна в Израиле, характеризующаяся общностью имущества и равенством в труде и потреблении.
    2) Создание колхозов в СССР позволило ликвидировать голод в стране. Обеспечило проведение успешной индустриализации страны и победу над фашисткой Германией. Да, трудные были времена. Но народу говорили, объясняли для чего эти тяготы. Народ верил и не роптал.
    • Да
      17 янв. 2019 г., 15:31:39
      Ответить
      Да что вы всё коммунистов хаете? При них была самая лучшая жизнь.Вот при царях действительно было всё плохо,народ голодал,вымирали целыми деревнями,почему то это стали забывать? Последнего из тиранов слава богу пристрелили
    • ;-)
      17 янв. 2019 г., 18:35:26
      Ответить
      Вам, простите, сколько годков-то стукнуло? Уж больно хорошо знаете о жизни при царе...
  • Маша Мелихова
    17 янв. 2019 г., 15:22:30
    Ответить
    Как мне еще бабушка в 70 -е годы рассказывала, те, которые гнали народ в колхозы, потом первыми а очереди стояли на службу в полицию. Это Псковщина
    • Маше
      17 янв. 2019 г., 15:34:31
      Ответить
      Вот как раз в полцаи то шли в первую очередь кулаки да белогвардейские недобитки и прочая контра
    • :-0
      17 янв. 2019 г., 18:33:07
      Ответить
      Мой раскулаченный прадед в полицаи при немчуре не пошёл; мой дед - сын раскулаченного - в полицаи не пошел. И братья его младшие 'туда' не переметнулись, но воевали в Красной Армии. А вот иные просоветские активисты 'прислонились' в то время к новой 'партии власти'...
  • Экс коллеги
    17 янв. 2019 г., 15:30:04
    Ответить
    Вот такие толковые советники были раньше в секретариате Главы РК. Грамотный, порядочный, интеллигентный. А сейчас... там...обнять и плакать.
  • (отмод.)
    17 янв. 2019 г., 16:07:40
    Ответить
    (отмод.)
    В колхоз загнать за трудодни работать, столько невинных жизней угробили
    • А
      17 янв. 2019 г., 16:25:19
      Ответить
      А сколько невинных душ было загубленно помещиками,которые убивали своих батраков ради забавы,кулакми и прочими богатеями? В разы больше,чем погибло в колхозах
      • :-/
        17 янв. 2019 г., 18:26:12
        Ответить
        Когда колхозы пытаются сравнивать с крепостничеством (что из того меньшее зло?), это можно расценить как 'оговорочки по Фрейду': колхоз, дескать, дело терпимое, а вот раньше, у помещика...
  • селянин
    17 янв. 2019 г., 16:30:34
    Ответить
    сечас в деревнях появились новые кулаки которым за сет наших налогов власть построила коровники купила технику они как и до революции работникам платят копейки люди работают без оформления государству не платятса налоги а местная власть все видит и закрывая глаза на все это безобразие хвалитса что у них есть фермеры к стати эти так называемые хфермеы получают неплохие денежки каждый квартал
  • не
    17 янв. 2019 г., 16:50:46
    Ответить
    зря кпсс запрещена в Росссии.Наша история еще не знала такой чудовищьной напасти как коммунизм.хуже чумы.
    • :-0
      17 янв. 2019 г., 18:20:21
      Ответить
      Разве КПСС запретили?
  • коми
    17 янв. 2019 г., 17:16:24
    Ответить
    странно
    Читать этот бред.
    Если это на самом деле мысли ученого, в чем есть сильное сомнение, тогда это как минимум профессор мыльных щей.
    А максимум, малообразованный житель лесного корона, без связи, интернета и телевизора.
    Предлагаю скинуться ему на простейший смартфон, пусть парень узнает, что вторая мировая давно закончилась, и пора сдать трофейгый д*****мет
  • Елена
    17 янв. 2019 г., 17:20:04
    Ответить
    ну не сказала бы, что колхоз - чисто отечественное изобретение, в Израиле до сих пор успешно существуют кибуцы
    • (:- )
      17 янв. 2019 г., 18:19:18
      Ответить
      О сравнении не сравнимого
      Да, только кибуц - не колхоз, а своеобразный кооператив с национально-религиозным 'окрасом', в который никто и никого силком не загоняет... и не удерживает...
  • Ухтинец Саша.
    17 янв. 2019 г., 18:34:00
    Ответить
    Будучи не ахти каким,но аналитиком, продолжу свои мысли по поводу истории после развала СССР. Как Вы думаете, на кого работал Горбачёв ? А Ельцин с Немцовыми и бесчисленными Чубайсами ? На новую Россию ? А сегодняшний на кого работает ?А Немцова, что так долго не убирали? А подготовленный на его замену сначала Удальцов которого потом отодвинули? Алексей Навальный на кого? Интересно,да ? Навальный так жестко наезжающий на власть имеет две непогашенных судимости и отсидев -читай отдохнув,отправляется на отдых в экзотические страны. А может ли простой смертный имея даже одну непогашенную судимость,искренне любящий Путина выехать в соседний район ? А почему ребята не очень любящие сегодняшний режим, поставившие лайк за понравившийся им видос - получают реальную двушечку, а Алексей выводящий многотысячные толпы по всем городам России их не получает , почему ? А если следующим президентом России будет Алексей Навальный то вы будете думать,что это потому,что так решили Вы ? А если кто то другой будет, то будьте уверены , что выглядеть это будет так, что выбрали его Вы. Я лично так не думаю. Думаю,что холодная война продолжается, но уже давно в одни ворота Думаю,что любой другой стоящий у руля пока ещё великой России будет работать на дальнейший её развал. Думаю,что есть некая неизвестная никому группа могущественных господ держащая и управляющая всеми мировыми процессами. Предположим,что это так. Можно ли что либо изменить ? Изменить ситуацию коренным образом может только полное народовластие,без всего того что настроено выше народа. Тем более, что существующие сегодня технологии позволяют в полной мере исправить существующее положение. Ну вот готов ли к этому народ ? Далеко,далеко - нет. А возможно я просто сумасшедший. Хорошо если так. Просто здорово !
    • Кхе-кхе
      17 янв. 2019 г., 19:33:52
      Ответить
      Это хорошо, что такие мысли роятся в твоей голове. Ответы не так очевидны, но они есть в открытом доступе. Интернет в помощь. Одно точно могу ответить, Ельцин, Горбачев, ВВП, Немцов, Чубайс, Навальный, Удальцов - только зримые и нужные определенным силам персонажи. В элите не все так однородно, как кажется. Там идет борьба за ресурсы, остальное расходный материал, народ в том числе. Лучше понаблюдайте за противостоянием в американской элите. Там сейчас решается судьба рашки.
    • Александр Щиголев
      18 янв. 2019 г., 13:02:10
      Ответить
      Это хорошо, что Узтинец Саша пытается мыслить .....
      .
      Плохо то, что для объективной оценки надо знать несколько больше, чем "исторические"очерки а-ля Сорос.
      Вот историк Милохин знает больше, потому и в состоянии делать объективный вывод.

      А Саша рассуждает по принципу "истинности" первого мнения.

      Да, и не надо, в качестве доказательств, приводить аргументы типа - это всем известно.....
  • Александр Щиголев
    17 янв. 2019 г., 19:21:08
    Ответить
    Здравомыслящий историк,не подверженный Госдеповскому влиянию, в отличии от либеральных, типа Рогачёва и Бобракова ...
    .
    Оценил и плюсы и минусы и выдал объективный вывод: - Было плохо, но это было необходимо ...
    • сексоту КГБ Щиголеву
      17 янв. 2019 г., 19:30:24
      Ответить
      Будет плохо , но тебе необходимо поработать на лесоповале.
      Собирай вещмешок.
      • Анониму (будет плохо)
        17 янв. 2019 г., 20:06:27
        Ответить
        Мысль, обходя мозг,
        вышла вещмешок (в коммент)
  • Мразям
    17 янв. 2019 г., 19:27:04
    Ответить
    Кому нравится коммунистический строй
    Валите в северную корею и не мучайтесь в России.
    • Иваныч
      17 янв. 2019 г., 19:52:03
      Ответить
      Если некто ПСЕВДОУЧЕНЫЙ по фамилии милохин,считает что миллионы жертв РАСКУЛАЧИВАНИЯ И ГОЛОДОМОРА(НЕ ТОЛЬКО В УКРАИНЕ,НО И В России,Казахстане и т.д.)"пошли на пользу" и без"них обойтись было нельзя" ,то он явно не ученый, а приспособленец и конъюнктурщик.И НЕ ОДИН УВАЖАЮЩИЙ СЕБЯ ИСТОРИК И ПРОСТО ПОРЯДОЧНЫЙ ЧЕЛОВЕК БОЛЬШЕ НИКОГДА ЕМУ РУКИ НЕ ПОДАСТ!!!
      • Александр Щиголев
        17 янв. 2019 г., 20:20:51
        Ответить
        Порядочные люди под подобными высказываниями подписываются...
        .
        Очень научный исторический подход - кто думает, что колхозы не зло, оот не историк и непорядочный человек.

        Как всё просто - сразу два критерия определяется
        • Щиголеву
          17 янв. 2019 г., 20:28:55
          Ответить
          Тебе же сказали. юристы в детские дома , покрывающие рабство детей на плантациях борщевика не нужны.
          Езжай в колхоз или леспромхоз влес валить для индустриализации великой россии.
  • Оправдывать геноцид
    17 янв. 2019 г., 20:16:43
    Ответить
    Может толлько больной
    Кто допустил больных в Науку?
  • На очередном суде
    17 янв. 2019 г., 20:36:31
    Ответить
    И про этого историка всплывет
    По словам Чернова, примерный размер «политического бюджета» составлял около 20 млн руб. в год. Из него выделялись деньги на финансирование политических проектов и передачу денежных средств различным лицам в политических целях.

    Чернов рассказал, что он не давал указаний Павлу Марущаку (экс-начальник управления информации администрации главы Коми - БНК) передать деньги бывшему лидеру националистов Коми Алексею Колегову, общественному активисту Евгению Вологину. В то же время Чернов признал, что он согласовывал бюджет того или иного политического проекта, который должен был возглавить Вологин.
  • Уто очередное днище
    17 янв. 2019 г., 20:44:47
    Ответить
    То УГТУниверситет казарменого типа
    Теперь ученый секретарь Института языка, литературы и истории Коми научного центра УрО РАН, оправдывающий уничтожение русских коммунистами.
    • Александр Щиголев
      17 янв. 2019 г., 22:58:53
      Ответить
      Вы с зырянином-язычником определитесь в понятиях ...
      .
      Или русские уничтожали коми народ, или коммунисты русских ....
      • Зырянин-язычник
        17 янв. 2019 г., 23:51:46
        Ответить
        Коммунисты были русскими?
        Какую национальность они всех больше ссылали вместе с семьями в Коми АССР?
  • ФАКТ
    17 янв. 2019 г., 20:49:19
    Ответить
    "Колхоз" - это лучшее, что создало человечество.
    "Христос" - на втором месте.
    • Иваныч
      17 янв. 2019 г., 21:12:33
      Ответить
      "Товарищ" Щиголев не передергивайте.Зло не колхозы(хотя они тоже зло,только мелкое"), а ЗЛО ВСЯ ПОЛИТИКА большевиков(коммунистов),НАПРАВЛЕННАЯ НА УНИЧТОЖЕНИЕ ВСЕГО ЗДРАВОГО ,ЧТО БЫЛО В России!!!
      • Колхозов
        17 янв. 2019 г., 21:16:47
        Ответить
        Нет и ничего больше не придумано,поля травой поросли,едим турецкое овощное...
        • Ганс
          17 янв. 2019 г., 21:42:17
          Ответить
          Так в этом вы сами"робяты" и виноваты.Флаг вам в руки,пинка вам в зад и вперед,распахивайте целину!!!
      • Александр Щиголев
        17 янв. 2019 г., 23:02:54
        Ответить
        Вот именно так в программе ВКП(б) и было записано:
        .
        " Главная задача партии - УНИЧТОЖЕНИЕ ВСЕГО ЗДРАВОГО ,ЧТО БЫЛО В России!!!
      • +100500!
        18 янв. 2019 г., 20:17:38
        Ответить
        Молодец, Иваныч!
  • 1960-е благостные для СССР
    17 янв. 2019 г., 22:05:12
    Ответить
    США и СССР
    Литр молока в США - 0,33 доллара
    Литр молока с СССР -0,36 доллара

    Средняя Зарплата в США 630 долларов
    Средняя Получка в СССР - 73 доллара.


    СССР - ВЕЛИКАЯ ТЮРЬМА НАРОДОВ.

  • Миша
    17 янв. 2019 г., 22:28:46
    Ответить
    "Мы созданы чтобы показать другим как не надо..."
    • Иваныч
      17 янв. 2019 г., 23:07:11
      Ответить
      В "программе" ВКП(б)было записано много"интересного",но всем интереснее ,как все "прекрасные мысли" ВОПЛОТИЛИСЬ НА ПРАКТИКЕ???!!!
      • Иваныч
        17 янв. 2019 г., 23:10:41
        Ответить
        Стоимость молока(да еще по АБСОЛЮТНО НЕ РЕАЛЬНОМУ КУРСУ ДОЛЛАРА???) КОНЕЧНО ЕЩЕ НЕ ПОКАЗАТЕЛЬ"ТЮРЬМЫ НАРОДОВ", НО ВОТ СТРОИТЕЛЬСТВО НАПРИМЕР Берлинской стены???И таких примеров тысячи!!
        • Александр Щиголев
          18 янв. 2019 г., 10:47:35
          Ответить
          Тысячи?)))))
          .
          Я знаю только тпи:
          - Китайская стена ( тоже коммунисты строили?))))
          - Берлинская сткна
          - Стена между Израилем и Палетиной (,ну какое еврей не коммунист)))).

          И сейчас Трамп собрался строить стену на границе с Мексикой. Ну, понятно дело, если Трамп агент Кремля, то уж точно коммунист ...
          • Щиголеву
            18 янв. 2019 г., 10:54:16
            Ответить
            И только Берлинская была стеной построенной лагерной администрацией, для удержания заложников внутри тюрьмы.
          • Зырянин-язычник Щиголеву
            18 янв. 2019 г., 11:00:51
            Ответить
            Как же трусливые комуняки могут обойтись без заложников.
            В период оккупации комуняками Коми Края все передвижения по коми краю коммунсты осуществляли исключительно прикрываясь заложниками- стариками женщинами и детьми.

            • Зырянин-язычник
              18 янв. 2019 г., 11:06:34
              Ответить
              Черные годы
              "Во время эвакуации Ижмо- Печорского полка на Вычегду были вывезены заложники, насильно уведены из родных мест все медицинские работники.
              Отступление красных на Вычегду проходило в чрезвычайно трудных условиях весенней распутицы. Люди голодали. Красный партизан А.П.Филиппов вспоминал, что «при отступлении с Ижмы Рочев Е.В., увидев Мандельбаума, говорит: Ты что же, еврейская морда, людям хлеба не даешь? Мандельбаум его арестовал, но потом освободил»"
          • Зырянин-язычник
            18 янв. 2019 г., 11:09:10
            Ответить
            Черные годы.
            Штат канцелярии резко увеличился за счет вернувшихся из-под Визинги заложников красных (при эвакуации из Усть-Сысольска ЧК этапировала в Мураши 19 заложников, но в пути конвоем они были отпущены на все четыре стороны, хотя комиссар И.П.Чукичев и требовал расстрелять их всех). Кстати, красные взяли в заложники и отца С.О.Латкина. Он был доставлен в Великий Устюг специальным этапом и помещен в губернскую тюрьму.
  • Щиголев
    17 янв. 2019 г., 23:19:55
    Ответить
    Логика шизофреника
    Считать, что советская получка работяги СССР в 73 долларов это величайшее достижение против 630 долларовой зарплаты капиталистической страны.
    • Кхе-кхе
      17 янв. 2019 г., 23:36:48
      Ответить
      Этот аргумент про з/п устарел уже в 80-е годы, когда было научно доказано сколько благ получают граждане мерикатосии и союза. Методичку свою хоть обновляйте и не позорьтесь.
      • точно
        17 янв. 2019 г., 23:49:51
        Ответить
        Советские граждане просто устали от обилия благ в СССР настолько, что бежали при первой же возможности от это блаженства на загнивающий запад.
        • Александр Щиголев
          18 янв. 2019 г., 10:50:53
          Ответить
          Что то даже сейчас массового потока не наблюдается, хотя границы открыты ...
          .

          Навернр потому, что жизнь в России сейчас лучше, чем в Европе ...
          • Сергей Волков
            18 янв. 2019 г., 12:05:11
            Ответить
            В декабре прошлого года некоторые из ЖЖ-друзей отметили у себя появление 2-го издания моей книжки «Почему РФ – не Россия». И, как явствует из откликов их читателей, большинство последних смысл ее поняли довольно превратно, решив, что он сводится к тому, что РФ – не дореволюционная Россия. Встревать в дискуссии я там не стал, но стоит, видимо, все-таки кратко пояснить, что я имел в виду. т.к. это ожидаемая, в общем, ошибка (вот и на обложке оформитель хотел было дать: «не Россiя»). То, что по всем критериям не «Россiя» - и так понятно. Равно как и то, что и не случись «Великого Октября» нынешняя страна с Россией столетней давности была бы схожа лишь отдаленно. Но будь она сколько-то «либеральнее» или «социал-демократичнее», будь в чем-то похожей хоть на Италию, хоть на Швецию, хоть на Таиланд или Аргентину, она оставалась бы Россией.

            Но РФ – вообще НИКАКАЯ не Россия. В том смысле, что вовсе не является нормальным государством, каким была, наряду со всеми очень разными своими современниками, старая Россия. Между ними пропасть, как между всяким государством, существующим на базе собственной исторической традиции и имеющим единственной целью продолжение своего существования, и геополитическим образованием, созданным для реализации всемирной утопии и не имевшим иной цели на протяжении всего своего бытия (чем был СССР). И в этом кардинальная разница между ЛЮБОЙ возможной российской государственностью и государственностью советской, которую РФ и продолжает, являясь осколком уродливого монстра.

            Нынешняя страна, пройдя через то, что прошла, и изуродованная 70-летней практикой, так и не стала «нормальной», какими, со всеми издержками и недостатками, все-таки стали страны б. «соцлагеря» (от Польши до Китая), которые прожили в отрыве от нормального развития лишь порядка 30 лет. До сих пор и ее национально-территориальное устройство, с опущением основного этнического ядра, и отношение к настоящему бизнесу и его носителям, и идеология, воплощенная в мыслительных стереотипах населения, и психология ее правящего слоя, генетически восходящего к разрушителям исторической России, не доставили ей такой возможности.
            • Александр Щиголев
              18 янв. 2019 г., 13:11:55
              Ответить
              Я не из тех, кто "книгу не читал, но осуждает", потому за книгу не скажу..
              .
              Но сам факт того, что многие не поняли, что именно Вы хотели показать в книге ( с Ваших слов), наводит на мысль, что она или слишком умна или Вам мысль доказатьине удалось.

              Тема - утопия социализм или нет, не для дискуссии в коментах, слишком много букв будет, но если Вы, приводя в примеры страны, сослались на Китай, то позвольте напомнить, что Киьай чуть меньше коммунистичемкая страна, чем КНДР.
              А оправдывать нынешний режим тем, что это поодолжение СССР совсем уж как то не по научному ... как мне кажется.
  • Мария
    27 янв. 2019 г., 9:38:44
    Ответить
    коллективизация
    Давно доказано, что без совхозов, коллективного труда народа в сельском хозяйстве ПОБЕДА В ВОЙНЕ была бы невозможна!!!!!!