content/news/images/100512/Sot_-portret_mainPhoto.jpg
16:15, 27.09.2019 / ОБЩЕСТВО

Ижемский феномен 9 лет спустя: как живет аэропорт-спаситель и его начальник Сергей Сотников

Девять лет назад случилось чудо: Ту-154 с 81 человеком на борту совершил аварийную посадку на взлетную полосу, не числившуюся ни в одном реестре. Своим спасением пассажиры обязаны летчикам и начальнику заброшенного аэропорта Ижмы Сергею Сотникову. Что изменилось за 9 лет в его жизни и в жизни Ижмы, рассказал портал «Такие дела».

Ижемский феномен 9 лет спустя: как живет аэропорт-спаситель и его начальник Сергей Сотников
Фото Евгении Жулановой

Кнопочный телефон начальника Ижемского аэропорта Сергея Сотникова закипал от звонков. Вначале знакомый прокричал, что на его полосу приноравливается сесть огромная «тушка».

— Показалось тебе, это наши метеосведения собирают, — отбивался Сотников.

Но когда позвонила метеоролог — «Михалыч, у тебя на полосе самолет сел, встречай гостей!» — тут уже начальника вертолетной площадки потом прошибло. Он забросил внучку в школу и потарахтел на своей «Ниве» к аэропорту — кровь к голове прилила. Кто сел? Как сел? И все ли живы?

Когда вбежал на полосу, там уже стоял ушедший наполовину в лес Ту-154. Рядом курили бледные бортпроводники и пилоты. Счастливые, не до конца понимающие, что с ними произошло, пассажиры звонили своим и кричали в трубки: «Мы в тайге сели! Да, в тай-ге! Живы, живы!»

— А какая ж это тайга, — немного обижается Михалыч. — Это наш маленький, но аэропорт. Ижма это, Иж-ма!

В тот день слово «Ижма» узнал весь мир. Потому что случилось чудо: при отказе приборов, электроники, радиотехнической связи и электронасосов, с минимальным количеством горючего в баке пилоты Ту-154, что летел из Якутии в Москву, смогли мягко посадить самолет. Все 72 пассажира и 9 членов экипажа были живы.

О подробностях этой истории потом много говорили, потому что стечение обстоятельств было феноменальным. Времени на долгие раздумья у пилотов не было, посадка планировалась экстренная: командир самолета вначале увидел сверху реку, затем населенный пункт. Думал садиться на воду — так хотя бы часть пассажиров могла выжить. Но воды в реке в сентябре мало, начал искать поляну для посадки — та оказалась бугристой, непригодной. Когда самолет заходил на очередной круг, вдруг перед глазами открылась взлетная полоса. Капитан аварийного борта Новоселов потом признавался, что его даже пробрало: таежный мираж. Но у миража была разметка и вполне годные входные щиты. Пилоты трижды заходили на посадку, в конце концов приземлились на огромной скорости и въехали носом в лес. Во время операции экипаж сохранял полное спокойствие, и пассажиры не поняли, что были в полушаге от смерти.

Sot_-polosa.jpg

Герои-летчики получили награды, бортпроводников тоже не обошли вниманием, и только потом, года через два, вспомнили о Сотникове, начальнике вертолетной площадки, который двенадцать лет зачем-то поддерживал в рабочем состоянии взлетную полосу старенького аэропорта. Сергея Михайловича наградили медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени и пообещали всячески помогать.

Прошло девять лет.

Герб, магнитики, семейные альбомы

«После того случая я надеялся, что аэропорт восстановят — это было главным. Я же с 1978 года здесь. Село тогда еще было маленькое, грязь по колено, зимой не выберешься. Как-то на улице увяз на мотоцикле — еле вытолкали».

Сергей Михайлович встретил нас в Ижме. Моложавый и подтянутый. На фотографиях в интернете глаза у него строгие, а в жизни по большей части смеются.

Пока едем, рассказываю, что успела поговорить с местными жителями — про самолет помнят все. Кто-то во время посадки картошку копал, видел; кто-то в лес вышел; а кто-то подумал, что все — пришла война, пора рыть бункер.

— Наделал нам переполоху этот самолет, — смеется Сотников. — Он еще полгода под окнами у меня стоял, пока его ремонтировали. Целые автобусы из деревень на экскурсию прибывали. Молодожены фотографировались, люди, которые об Ижме и знать не знали, ехали к нам специально, путешественники, писатели, сценаристы со всего мира… Потом самолет починили, весной он улетел. Провожала его вся Ижма, люди платками махали. Кто-то даже плакал. Сроднились с ним, понятно. После этого на гербе Ижмы дорисовали самолет. Я не шучу — для нас это событие, которое хотелось оставить в веках. И один наш предприниматель не растерялся — выпустил серию магнитиков с самолетом. С руками их отрывали. Молодец он, ну а что? Пусть знают нашу Ижму.

— А ваша жизнь поменялась после отлета «Тушки»?

— Нет. У меня что до этого дел было много, что после. Это же мой аэропорт, я тут один. Пока стоял самолет, работы было больше: настил надо было сделать, чтобы его выкатить, — шасси-то в грунт на полтора метра ушло. Из бревен стелили долго, потом тянули тракторами, потом специалисты приезжали, ремонтировали…

У Михалыча (так называют Сотникова в Ижме) звонит телефон. Он достает из кармана «раскладушку», коротко решает какой-то вопрос и убирает сотовый в вытертую до тканного основания барсетку.

— Похоже, что именно на этот аппарат вам звонили в 2010-м, когда сел самолет?

— На этот! И барсетка была та же, машина только теперь другая — та совсем убитая была, «Нива». Я за модой не гонюсь: если вещь работает, поддерживаю ее в должном состоянии, поэтому все и служит долго.

— Как аэропорт?

— Ну это отдельная история.

Sot_-Aeroport.jpg

Мамой помеченный

«Я в детстве военным летчиком хотел быть, но в летное меня не взяли — родинка на губе помешала, там же шлем надо надевать. Сказали на медкомиссии: вырезать. А где и как? Отец у меня к тому времени умер, нас с братьями трое, мама одна. Я не стал ее этим нагружать. Поступил в Егорьевское авиационно-техническое училище. По распределению попал в Печору, потом в Ижме новый аэропорт открывали и меня сюда бросили. Я планировал как: хлебнуть экзотики, порыбачить, поохотиться, а потом переехать. Но как-то прикипел: с женой тут познакомился, дети пошли, остался. Тут же очень хорошо было. Дома не закрывали, машина на улице стоит — никто не тронет. Не пожалел ни дня, что остался».

— Вы про родинку сказали. А ведь есть примета, что такие родинки бывают только у особенных людей.

— Да, знаю, — смеется. — По-северному родинка моя называется «мампас» — переводится как «мамой помеченный». Это мне теща сказала. Она в оленеводстве была когда-то, знает все их приметы и обычаи. Мампас — это хорошо, как награда… Мы, кстати, уже приехали.

Здание аэропорта сегодня больше похоже на заброшенный склад. Некоторые окна заколочены (побила подгулявшая молодежь), двери испещрены народными летописями. Михалыч их время от времени закрашивает, но охраны нет — за всеми не углядишь. На общем безжизненном фоне выделяются вырезанные из ДСП буквы «ИЖМА». На мой вопрос, откуда такая вывеска, Сотников краснеет и признается, что выпилил название сам. И вначале выкрасил в черный.

«Потом приехал директор аэропорта из Печоры и говорит: «Что это у тебя за цвет такой?» А я ему: «Так траур у нас, все рушится». Он мне: «Лучше покрась серебрянкой, не так мрачно будет». Ну перекрасил. А что изменилось? Траур как был, так и остался…»

Дверь бывшего аэропорта открывается со скрипом, в нос бьет запах плесени и мокрого картона — сыреют плакаты и стенды, повешенные тут еще в конце восьмидесятых. Ржавеют пустые камеры хранения, с сочно-желтых стен осыпается краска. Охру Михалыч покупал сам, ремонт делали с женой — надеялись, что когда-то в эти стены снова вернется жизнь. И хотелось, чтобы она вернулась во что-то теплое, цвета августовского солнца. Тогда Сотниковы следили за зданием, да и сейчас, как могут, следят.

Sot-aeroport.jpg

Вон, в углу над зеркалом сухая елка в вазоне — осталась с прошлой навигации.

— Самолетов малой авиации у нас давно уже нет. Осталась вертолетная площадка, обслуживающая район. Без вертолетов в распутицу из сел не выбраться. На Печору, Кипиево, Брыкаланск и Няшабож начинают летать с середины октября три раза в неделю: в понедельник, среду, пятницу. И так до Нового года. В январе-феврале перерыв, потом опять летаем с марта по май. В эти месяцы я ношу в зал из лесу свежую хвою, — ударение Сергей Михайлович ставит по-местному. — Запах плесени перебивает, и так, для красоты.

С этой же целью Сотников проложил между рамами окон ягель. Подходит человек к окну и обращает внимание не на потрескавшиеся створки, а на северные кораллы — отвлекается от разрухи.

— До 1998 года тут было хорошо, людей всегда много, в штате числилось 126 человек. Столовая была, котельная, туалет с водой и умывальником, охрана, другие службы… В окно в те годы посмотришь — кипит жизнь: пассажиры бегут, Аны садятся, вертолеты, почту принимаем, грузы передаем. Я же был начальником ГСМ (горюче-смазочные материалы. — Прим. ТД), а в нулевых, когда уже совсем все рухнуло, принял аэропорт — тогда еще тридцать человек было, а теперь я один. Больше пятнадцати лет один. Бывает, подойду к окну, огляжу заколоченные здания и думаю: как можно было все убить? Нарьянмарцы хотели взять эту территорию, привести в порядок — федералы не дали. Хотя она им совсем не нужна. Это равнодушие меня убивает… Ладно, не буду — завожусь.

— А почему закрыли аэропорт?

— Раньше он был востребован. Не было дороги, и билет на авиацию стоил недорого, потом цены поползли, а богачей у нас нет. Люди готовы по 10 часов трястись по ухабам до Сыктывкара за 800 рублей, чем купить билет на вертолет за 2400. В последнее время билетов продавали мало. Руководство начало массово сокращать и рейсы, и сотрудников аэропорта. И досокращались до вертолетной площадки и меня. Круглосуточно и круглогодично я на домашнем дежурстве. Поэтому, когда самолет к нам сел, тут же примчался.

Тайны старых сундуков

Когда аэропорт опустел, Сотников по инерции делал то, что раньше тянул целый коллектив. Делает и сейчас. Приходит в аэропорт, выключает фонарь. Тот горит всю ночь — так Михалыч надеется показать, что угол не медвежий, жизнь здесь еще теплится. Потом проверяет окна-двери. Если целые, уже хорошо. Нет — ставит галочку: надо как-то латать, что-то придумывать. Потом «берет погоду», передает данные на другие вертолетные площадки и в аэропорты. Затем «выглаживает» перрон — вырубает сорняки и лезущие между швов деревья. Проверяет светосигнальное оборудование.

Когда начинаются рейсы и надо продавать билеты и писать в управление отчеты, приглашает в помощники жену — она много лет проработала тут кассиром и экономистом. Теперь помогает мужу — бесплатно, конечно. В лютые холода Михалыч выдает жене шубу и пимы. Все из старых запасов — нового ему давно не положено. А Сотников аккуратный: дома в сундуке, проложенное багульником, хранится теплое обмундирование — цигейковая шуба, меховые шапки, штаны и унты, плюс техническая одежда — все это раньше выписывали работникам северных станций раз в четыре года. Качество было отменное, до сих пор все как новое.

— У нас морозы под 40 градусов — норма. А в 2013 году «Комиэнерго» отключило здесь за неуплату электроэнергию — не работали даже конвекторы, вместо них выдали мини-электростанцию на два киловатта. Этого хватает только на то, чтобы вскипятить чайник. В помещении пар изо рта шел, жену я домой отпустил, пожалел. Сидел сам несколько недель, а потом и у меня нервы сдали. Зачем я тут здоровье гроблю? Ради чего? Но потом на улице потеплело, вроде отошел и опять начал вырубать, латать, делал что мог.

— Я слышала, платят вам за эту работу 21 тысячу рублей.

— Это только года два так. Раньше было 14 тысяч, а когда самолет к нам сел — девять. Потом транспортный прокурор приехал и говорит: «Показывай свои объекты». А что мне показывать? Я сторожем числился. Так и сказал: «Не имею полномочий». Он удивился: «Как так, вертолеты сажаешь, а должность сторожа?» Дежурный журнал посмотрели — 49 вертолетов плюс большой самолет. Прокурор позвонил гендиректору «Комиавиатранса», и меня в тот же день опять сделали начальником вертолетной площадки, премию выплатили в 26 тысяч. Мы на эти деньги электрическую плиту купили, жена давно просила.

SOT_-zal.jpg

Морозы и огненные кастрюли

В здании бывшего аэропорта очень холодно, сырость давит на легкие, прошусь на улицу — дышать и греться. По дороге Михалыч вспоминает свою самую трудную зиму за 42 года работы. Случилась она в 2012-м. Тогда еще на вертолетных площадках не было светосигнального оборудования. Вместо него стояли металлические кастрюли, сваренные из труб. На дно такой жаровни укладывалась смоченная соляркой тряпка. Подожжешь — и получается факел, четыре их было на площадке.

— Партизаны во время Великой Отечественной войны так делали. Вертолет, когда садится, задувает факел. А зимой у нас темнеет уже в районе трех часов дня — как работать? Так вот, той зимой, в 2012 году, меня пригласил к себе руководитель Росавиации Александр Васильевич Нерадько. Я ему про «кастрюли» рассказал, попросил хоть какое-то светосигнальное оборудование выделить — стыдно же! Он сказал, что сейчас в большой авиации порядок наведут и за малую возьмутся. Так мы фонарей и не дождались. А потом про наш аэропорт репортаж показали по телевизору, люди стали деньги в конвертах присылать — по сто рублей, по двести. Один парень в открытку пять тысяч вложил и написал: «У меня отец тоже работает в авиации, вы мне напоминаете отца — он так же, как вы, бьется». Генерал еще какой-то звонил из Новосибирска, матом крыл чиновников: я, говорит, удивляюсь, в каких условиях вы работаете. Когда я эти деньги и весточки получал, комок к горлу подкатывал — собирал каждую копеечку, так всей страной мы накопили на светосигнальные фонари. Я их отправил в Няшабож, Брыкаланск и Кипиево. И у себя в резерве держу. Кабели у нас с 1975 года, замкнет — не смогу посадить вертолет санавиации, а этого допустить нельзя. Там же люди.

Последний рубеж и Тандзе Марья

Про санитарную авиацию Сотников может рассказывать часами. Потому что здесь она крайне необходима. Если из Ижмы еще в местной больнице помогут или в Ухту и Сыктывкар можно на поезде дотрястись, то для жителей сел, отрезанных от Ижмы реками, тайгой и болотами, это единственный шанс на спасение.

Чудеса в Ижме случаются часто: кто-то говорит, что тут земля спасительная, волшебная даже. Недаром именно в Ижме жила легендарная целительница и костоправ Тандзе Марья. В местном музее ей посвящена часть экспозиции. Тандзе Марья умерла в 1962 году, и поэтому многие взрослые жители ее очень хорошо помнят. Санавиации в те времена не было, и с любой проблемой бежали к целительнице. Она была дочерью оленевода — с детства лечила животных, а в молодости уже принимала людей. Тандзе Марья никогда не спрашивала, что у человека болит, — просто сажала на стул или укладывала на лавку, и уже через несколько минут хромые от нее выходили на крепких ногах, получившие травмы быстро восстанавливались. Об этом мне рассказывали местные, немало историй есть в этнографических исследованиях. Когда Тандзе Марья умерла, местные очень переживали, кто же будет их лечить. Потому что «свои руки» знахарка так никому и не передала. Но наладилось авиасообщение.

Все истории спасения ижемцев Михалыч пропускает через себя, потому что непосредственно в них участвует — помогает таскать носилки с больными, больше в аэропорту этим заниматься некому. Говорит, труднее всего принимать детей. Как-то была большая авария — три машины врезались, и в каждой по ребенку. Михалыч потом спать не мог. У самого же три дочери и семеро внуков. Потом вспоминает историю и про то, как рухнул в реку Ми-2: над рекой был трос натянут, а летчик его не заметил, зацепил и ударился об лед. Был конец марта, лед крепкий. Медбрат, который был в кабине, погиб, а больная девочка, которую они везли, лежала завернутой в большое одеяло — выжила.

— Вы в Бога-то верите?

— Ну верю. Вон слышал от стюардесс, что в Ту-154, что у нас сел, пассажирка одна всю дорогу молилась, как будто даже видела, как плащом, что ли, самолет накрыло. Может, правда, а может, и нет. Слишком много чудес в той истории: почему летчики именно над Ижмой кружили? Как увидели мою полосу? Как так удачно приземлились? Как тут в Бога не верить? Это чудо.

— Чудо и то, что вы двенадцать лет до этого случая ухаживали за полосой, которая никому не нужна. Ее даже в реестрах нет давно. Зачем?

— У нас в Ижме так заведено: если ты взялся за дело, то должен вести его до конца. Вы пройдите по селу, обратите внимание, как все устроено. Здесь каждый хочет что-то сделать для жизни. Кто-то отвечает за музей, у кого-то магазин или ферма. У меня — аэропорт. Я должен за ним следить. Тут места такие, что ивняк год за годом прет между швами — если его не вырубать, на полосе лес стоять будет. Я вырубал: иной раз руками, иной раз бензопилой. За месяц вычищал.

Когда все произошло, комиссия приехала, посчитали, что положить асфальт на километр нашей полосы обойдется в 45 миллионов. А полностью восстановить аэропорт обошлось бы, по их мнению, в 60. Откуда такие цифры? Я бы уложился в 30 миллионов — но это я. И 30 миллионов у меня нет. Поэтому слежу за полосой дальше — местных гоняю. Они решили, что раз у нас самолеты не садятся, то тут на машинах гонять можно, дрова пилить, склады устраивать. Я этого безобразия не допускаю. Они мне: «Да че ты, Михалыч? У тебя же ни хрена не летает! Что тут жалеть?» Но, пока я работаю, буду жалеть. Как уйду, тогда убивайте полосу сколько хотите. Не мое будет дело.

Пятнадцать лет без отпуска

«Не его дело» начнется совсем скоро — 1 октября. В этот день Сергей Михайлович Сотников уйдет на пенсию. Документы уже подписаны, пути назад нет. Говорит, что решение это взвешенное — колебался он долго, все ждал, что план, который висит в его уже почти бывшем кабинете, заработает.

Sot-_-na-fone-steny.jpg

План этот привезли начальники еще в 2011 году. Когда весь мир узнал о «таежном чуде», в Ижму понаехали комиссии — все обещали реконструкцию. Михалыч верил, жил на телефоне. Иногда не выдерживал, сам звонил в «Комиавиатранс» и знакомым директорам аэропортов. Вначале вроде что-то сдвинулось, а потом заглохло. По последним сообщениям, Ижму таки вычеркнули из списков — не перспективная.

— Пока найдут мне замену, буду здесь. Хочу передать дела новому начальнику, а потом уйду.

— Но как вы без этого аэропорта? Вся жизнь же тут прошла…

— Вначале думал, что не смогу, но когда каждый день болит, свыкаешься — внутри что-то отмирает. Первые годы верил в восстановление, потом меньше и меньше. Смысла больше не вижу. Мне 61 год, я еще в силах. На пенсии буду дочке Зинаиде дом строить, в отпуск съезжу на родину в Башкирию. Я ведь в отпуске с 2004 года ни разу не был. А как уедешь? Санавиация прилетит, кому принимать? Вот и сидел.

Сергей Михайлович загремел ключами, проверил окна и фонари. На прощание потоптался у двери, махнул рукой: «Ладно, держись, Агами, мы поехали».

— Вы сказали: «Агами». Это что?

— Это позывной нашего аэропорта. Летчики так между собой его называли. Ну и я по старой привычке.

— Агами? Это что-то из языка коми?

— Не знаю, честно говоря. Наверное, просто слово красивое, как имя. Мне нравится. Жалко, что и имя это больше не услышу.

Уже дома, когда я писала этот текст, выяснила, что агами — это маленькая умная птичка, которая, если ее приручить, может заменить дворовую собаку. Но живет агами очень далеко — в Южной Америке. И в нашем суровом климате прижиться вряд ли бы смогла. Хотя, как знать, в Ижме возможно все.

Светлана Ломакина, «Такие дела».

39355

Комментарии (60)

Добавить комментарий
  • Евгений
    27 сент. 2019 г., 16:25:09
    Ответить
    Когда он уйдет (надеюсь, лет через 45-50), надо его именем назвать даже не аэропорт (вряд-ли его уже восстановят, если быть честным), но улицу, школу - просто обязаны. Ну и в России какое-нибудь авиационное училище можно. Не пилоты людей и тот самолет спасли, а Сотников Сергей
    • Это точно
      27 сент. 2019 г., 16:51:19
      Ответить
      Электрооборудование на Тушке угробил сам героический экипаж.
      3
      • Горожанин
        28 сент. 2019 г., 16:10:17
        Ответить
        Аэропорт Сыктывкара носит имя достойного сына Коми земли. Сотников жив и лучшим признанием его заслуг была бы поддержка малой авиации и аэропортов, подобных Ижме. Тогда бы не ушел Сотников на пенсию, на которую гонит его безнадега! В любом случае достойный человек. Побольше бы таких!!!
        • алесандр
          02 окт. 2019 г., 10:11:39
          Ответить
          ижма
          вернее - бортинженер!
    • Сергей
      27 сент. 2019 г., 19:19:38
      Ответить
      Сыктывкарский аэропорт надо было его именем назвать, а не пойми чьим!
      1
    • Серый
      27 сент. 2019 г., 19:38:21
      Ответить
      При коммунистах в стране аэропорты в деревнях работали, самолеты летали, при едросах аэропорты закрываются, самолеты не летают, только вооруют, то что коммунисты построили.
      • .
        27 сент. 2019 г., 20:28:48
        Ответить
        Так коммунисты сами же и уничтожили малую авиацию.
        Дорог хороших понастроили.
        8
  • Сергей Михайлович
    27 сент. 2019 г., 16:33:16
    Ответить
    Счастья Вам и здоровья! Вы просто замечательный человек! Удачи вам во всем!
  • Из России я
    27 сент. 2019 г., 16:34:29
    Ответить
    На таких мужиках Россия держится. Здоровья Вам, Сергей Михайлович
  • Читатель
    27 сент. 2019 г., 16:36:21
    Ответить
    Спасибо тебе ЧЕЛОВЕК!
  • Ал
    27 сент. 2019 г., 16:41:45
    Ответить
    Хороший рассказ.
  • Надежда
    27 сент. 2019 г., 16:47:37
    Ответить
    Статья отличная! А при её размещении на БНК хорошо бы было не просто ссылку на источник давать, но указать автора статья, а не только фотографа.
    1
  • Прекрасному
    27 сент. 2019 г., 16:56:00
    Ответить
    Сергею Михайловичу
    огромное спасибо за рассказ и за то, что он есть.
    1
  • ВВП
    27 сент. 2019 г., 17:02:05
    Ответить
    Такую страну прос..ли! Слава богу, хоть люди не все еще оскотинились....
  • +
    27 сент. 2019 г., 17:03:13
    Ответить
    Вот это настоящий герой России.
    • Галина
      01 янв. 2020 г., 18:44:27
      Ответить
      Почему? Почему ему так и не дали " Героя России" ? А кто тогда Герой ???...
      Это и есть " Повесть о НАСТОЯЩЕМ ЧЕЛОВЕКЕ"
  • '
    27 сент. 2019 г., 17:04:51
    Ответить
    Исправьте опечатку "огненные кастрюли" и где-то ещё "настил", там где колеса ушли на глубину.
    1
  • мнение
    27 сент. 2019 г., 17:08:32
    Ответить
    Хороший человек!
    Жаль, что все созданное в СССР развалилось, и за это никто не ответит!!!!
  • Миха
    27 сент. 2019 г., 17:09:55
    Ответить
    Молодец ,дядя!
  • Миха
    27 сент. 2019 г., 17:09:56
    Ответить
    Молодец ,дядя!
  • я
    27 сент. 2019 г., 17:10:43
    Ответить
    Вот чьим именем аэропорт называть надо было.
  • Из Усть-Цильмы мы
    27 сент. 2019 г., 17:11:43
    Ответить
    Гордимся, что такие люди живут в нашей республикем человеком
    Ижемцы, они такие... Хоть родом Сотников и из Башкирии, сама жизнь сделала его местным, своим, земляком. Держись, земеля, всему своё время: время разбрасывать камни и время собирать камни. Вы сделали всё. что в ваших силах и возможностях, теперь время заняться собой и семьёй. Здоровья и успехов!
  • Знаток
    27 сент. 2019 г., 17:12:27
    Ответить
    А ягель между рамами влагу впитывает
  • Низкий поклон
    27 сент. 2019 г., 17:13:56
    Ответить
    Сергею Михайловичу. Человек достойный восхищения. На таких держится мир.
    Фамилия Сотников достойна стать символом веры в будущее для порядочных людей и жутью для перекати-поле, вороватых чинуш и прочих героев нашего времени.
  • 100
    27 сент. 2019 г., 17:18:58
    Ответить
    А таким мужиками как Михалыч надо при жизни памяти из золота ставить и в Ижме и на родине в Башкирии, спасибо тебе золотой человек .
  • Дед
    27 сент. 2019 г., 17:35:41
    Ответить
    До развала советской авиации в Ижму через день летал Ан 24,Ан-2 ,разные вертолеты.А сейчас нет авиации и угроб**ются старые советские аэропорты.
  • тунецц
    27 сент. 2019 г., 17:50:58
    Ответить
    Наконец банка сделала прекрасный материал о достойном человеке!
    • Бнк
      27 сент. 2019 г., 18:09:01
      Ответить
      И пальцем не пошевелила за последние 9 лет написать свой рассказ о коми герое. Это перепечатка.
      • даа??
        27 сент. 2019 г., 20:03:03
        Ответить
        Разочаровали.. думала, что взялись за ум
  • Вывод
    27 сент. 2019 г., 18:07:35
    Ответить
    Путин заявлял, что он за все в ответе, значит и за развал отечественной авиации.
    2
    • Пыня
      27 сент. 2019 г., 18:40:21
      Ответить
      Прошу отнестись к этому с пониманием!
    • Этот ваш пфутин по другой части
      27 сент. 2019 г., 19:00:41
      Ответить
      Не мешки ворочать которая.
  • Михалыч
    27 сент. 2019 г., 19:28:29
    Ответить
    На таких и держится Россия .
    • николай
      27 сент. 2019 г., 20:13:04
      Ответить
      Куда смотрит региональная власть, руководитель администрации района. Почему почетный, уважаемый и заслуженный человек не представлен к званию заслуженного работника Республики Коми. Его трудовой подвиг - знает не только большинство жителей нашей республики, но и много миллионов граждан нашей страны. За него молятся и до конца своей жизни будут благодарны спасенные пассажиры и члены экипажа самолета. Наступит ли справедливость.
  • Ольга
    27 сент. 2019 г., 20:08:19
    Ответить
    Низкий Вам поклон, Сергей Михайлович за Ваш труд! И благодарность за то, что Вы есть - правильный, честный и трудолюбивый. Спасибо Вам! Долгих лет, здоровья и уютной пенсии, пусть детки-внуки радуют!
  • ммм
    27 сент. 2019 г., 21:20:23
    Ответить
    Человек-легенда, пока еще живая легенда, а хочется, чтобы память о нем осталась надолго. Спасибо, многоуважаемый наш современник, и низкий Вам поклон за Ваш труд.
  • Елена
    27 сент. 2019 г., 21:29:42
    Ответить
    я прослезилась! спасибо этому человеку, который спас людей и верой и правдой в силу своих возможностей выполнял свой долг! Он заслужил отдых и отпуск)
    • Лена
      27 сент. 2019 г., 22:21:55
      Ответить
      Читаю и плачу. В далеком 1986 г. по распределению отправились мы, выпускницы пединститута в Усть-Цилемский район. Летели, мы, девчонки сначала в Ижму, потом на "кукурузнике" в Усть-Цильму, иногда непогода заставляла ночевать в тамошней гостинице несколько ночей. В здании аэропорта мы провели много часов, изучили, кажется, каждый кирпичик здания за время ожидания посадки. В памяти аэропорт остался как шумный, многоголосный, многолюдный, присесть было некуда, много молодежи, детей, местных, а сейчас... Грустно. Кроме Сыктывкара, мы девчонки, в Коми нигде и не были, отработали свои три года и уехали обратно. Но именно эти аэропорты в Печоре, Ижме, Усть-Цильме дали понять дух нашей Коми земли.
      • Липа
        28 сент. 2019 г., 21:30:44
        Ответить
        Тоже как-то застряла в аэропорту Ижмы. Из Сыктывкара до Ижмы долетели на ИЛ-16, здесь надо было пересаживаться на АН-2 до Усть-Цильмы. Но то ли непогода помешала, то ли время позднее было, но самолёт из Усть-Цильмы не прилетел, и нам пришлось заночевать в Ижме. Тогда аэропорт располагался вроде бы на острове, деревянный домишко с печкой. То ли 1969, то ли 1970-й. Июнь. Белые ночи. И тучи комаров и оводов! Туалет типа сортира. А зале несколько неудобных деревянных сидений на пружинах, как в кинотеатре: сидеть-то неудобно, не то что спать. Нас - шесть девушек и меня, подростка, сторож из жалости пустил в кабинет начальника аэропорта. Так и спали - на кожаном огромном диване с высокой спинкой, оставшемся, наверное, со сталинских времён, все семеро, полусидя-полулёжа, на боку, в позе ложек. Утром прилетел АН-2. Радовались ему как родному. Так и осталась в памяти Ижма как нечто фантастическое, гудящее комарами, с незаходящим солнцем, скрипящим диваном и добрым сторожем. Вот, вспомнилось...
        • +
          28 сент. 2019 г., 22:10:44
          Ответить
          ++
          +++
        • Липа
          29 сент. 2019 г., 19:23:32
          Ответить
          Пардон - ИЛ-14.
        • воркутинец
          30 сент. 2019 г., 12:19:18
          Ответить
          спасибо за комментарий, очень красочно))
  • Альбина
    27 сент. 2019 г., 22:03:32
    Ответить
    Глубоко тронули и статья и комментарии, пишу со слезами на глазах. Удивительный, чистый душой этот Герой Сотников Сергей Михайлович. Спасибо Вам от всех нас. Да хранит Вас Бог!
  • ****
    27 сент. 2019 г., 22:59:26
    Ответить
    отличная статья.
  • Александр Щиголев
    27 сент. 2019 г., 23:34:35
    Ответить
    Сделано в СССР
    .
    А Сотникову дали звание почётного гражданина Республики Коми?

    Или только Торлоповы и Гайзеры сего достойны???
  • alien
    27 сент. 2019 г., 23:53:22
    Ответить
    Вот кто должен быть примером да кумиром для молодых, а не эти уроды типа Кокорин, Киркоров и прочая нечисть звёздная...
    Но ведь СМИ раскрашивают да превозносят именно их, а не НАСТОЯЩИХ ПРЕКРАСНЫХ ГЕРОЕВ...
  • Комиавиатранс
    28 сент. 2019 г., 1:46:05
    Ответить
    мог бы
    выделить средства на покупку заслуженному пенсионеру Сотникову квартиры где он пожелает. А если организация нищая, тогда бы предприниматели и не только РК могли бы подсуетиться, спасенные граждане не остались бы в стороне. Нужно только кинуть кличь! На таких героев нужно равняться и всячески поощрять.
    • А вы
      28 сент. 2019 г., 6:29:16
      Ответить
      Не читали текст? Предприниматели сто раз предлагали в нарушение закона сделать полосу площадкой для хранения и перегрузки пиломатериалов. Легко и просто. Устоять от давления кнута и пряника-попробуйте сами. Он устоял. За что почет и уважуха. Не все в истории медом намазано. Есть нюансы. Но что Ситников оказаался на месте и его труд сберег жизни это да. Будь здрав Серега.
      1
  • Понравилось
    28 сент. 2019 г., 15:50:34
    Ответить
    Очень красиво написано! Зачиталась.
  • Ироничный ))
    28 сент. 2019 г., 15:52:38
    Ответить
    Хорошая статья, добрая, хоть и грустная
    И Человек этот, Сотников Сергей - достойный, крепкий, настоящий. Моё почтение!
  • Очень
    29 сент. 2019 г., 0:20:14
    Ответить
    внимательно читали!
    Предприниматели Ижмы, которые предлагали из взлетной полосы сделать склад для древесины, здесь не учитывались. Они сами не знают как копейку заработать.Тем более это дела давно минувших дней. Предлагается сейчас, после подвига, оказать человеку уважение и почет и всем неравнодушным, в том числе спасенным людям, скинуться Герою на квартиру в Москве или Питере, даже в Чувашии, где он пожелает!
    1
  • 9 Мая
    29 сент. 2019 г., 10:43:57
    Ответить
    100 лет Победе
    1
  • воркутинец
    30 сент. 2019 г., 12:22:01
    Ответить
    вот это - Журналистика!
    спасибо, Светлана.
  • Людмила
    01 окт. 2019 г., 22:31:24
    Ответить
    Аэропорт Ижма
    Именно такой человек достоин звания "Герой России"!!! или "Герой Труда"!!!
  • александр
    02 окт. 2019 г., 10:10:07
    Ответить
    заброшенные аэропорты
    подобный аэропорт был в Красноуфимске,Свердловской обл. выкупили,пытались дорого перепродать....в результате там автошкола, ВПП- больше нет!
  • Владимир
    02 окт. 2019 г., 19:48:11
    Ответить
    Ижма
    Низкий поклон Вам!
  • Алексей
    03 окт. 2019 г., 16:28:58
    Ответить
    Мужик с большой буквы! Молодец!
  • Сим Сим
    13 окт. 2019 г., 20:51:52
    Ответить
    Пока в России есть Сотниковы мы будем жить. Жаль мало их у нас.
    Михалычу низкий поклон и ЗДОРОВЬЯ.
  • александр
    22 окт. 2019 г., 23:01:45
    Ответить
    Новый аэропорт ИЖМЫ
    Здравствуйте, есть предложение ))) ИТ специалистам порекламировать эту статью по РФ и миру, создать и назначить директором Фонда по строительству нового аэропорта Ижмы Сотникова Сергея... неужели всей страной не соберем 30 млн рублей???)))...