content/news/images/103910/BOB_6773(1)_mainPhoto.jpg
11:54, 09.12.2019 / ЭКОНОМИКА

Путешествующие миллениалы: как Коми заработать на туристах поколения Y

В Сыктывкаре 6-8 декабря состоялся международный форум-выставка по туризму KomiExpoTravel. Помимо семинаров, заседаний, презентаций и торжественного приема, частью события стала стратегическая сессия, во время которой около ста участников решали, как развивать отрасль в Коми и какие новые тенденции можно взять на вооружение. Среди инициатив были женский и инстаграм-туризм.

Путешествующие миллениалы: как Коми заработать на туристах поколения Y
Фото Виктора Бобыря

В сессии участвовали представители исполнительной и муниципальных органов власти, научных, образовательных, банковских сфер, сотрудники государственных и муниципальных учреждений, а также представители туристского бизнеса и смежных отраслей. Формулируя предложения, они опирались на стратегию социально-экономического развития Коми до 2035 года и нацпроекты, в которых прописаны цели на ближайшие пять лет. Модератором встречи выступил стратег, руководитель Центра территориального маркетинга, эксперт по краудсорсингу и маркетингу территорий Константин Гаранин. Он дал участникам вводные — как им предстоит думать, чтобы определить новые тенденции развития туризма в республике. БНК приводит тезисы его выступления.

С 2017 года все, что связано с туризмом, сильно изменилось: повысилась конкуренция, приняты законы и стратегии. Более того, сильно изменился мир. И он очень быстро меняется. Поэтому вопрос новизны и уникальности стоит очень остро. При размышлении о туризме надо исходить из нескольких постулатов.

Во-первых, туристы региону не нужны. Нужны эффекты, которые они здесь производят. Вы не хотите, чтобы к вам в дом пришли пьяные мужики в грязных сапогах и пожарили шашлыки. Вы не хотите этого. Вы должны либо на них заработать, либо образовать своих детей, либо благодаря им создать новую инфраструктуру. Они нужны зачем-то. Это не просто установка сессии, это сегодня отношение государства к экспортному туризму — какую ценность мы получаем от туриста. Мы никого не веселим. Поэтому для региона, муниципалитета, бизнеса очень важно работать из парадигмы «Что мы получаем?».

Во-вторых, туризм — это отрасль экономики, которая должна решать задачи региона. Раньше отрасль работала во многом сама в себе и ей было наплевать на регион, на город. Стояли другие задачи. Но сегодня мы говорим: «Ребята, вы должны нам приносить выгоду». Туризм должен приносить выгоду региону, жителям, которые здесь живут. Вы зачем нам? Отношение может быть разное, но регион должен строить экономику, добиваясь показателей Стратегии-2035.

В-третьих, сегодня основными потребителями является поколение Y [миллениалы, поколение Y, поколение некст, сетевое поколение — поколение людей, родившихся после 1981 года и до 1996 года, встретивших новое тысячелетие в юном возрасте, характеризующееся прежде всего глубокой вовлеченностью в цифровые технологии]. Не вы. В структуре потребителей мы с вами в меньшинстве. А в 2035 году, куда мы думаем, нас вообще не будет заметно как потребителей. Поэтому нам придется попробовать думать не про себя. Не про то, что мы знаем. Вам придется подумать, что из мировых трендов мы можем взять и эксплуатировать. Что из этого мы можем продать. Это очень сложно, но интересно. Решение могут быть и для новых пенсионеров, новых молодых, для одиночных туристов.

BOB_6740.jpg

В центре наших размышлений — цель, которую мы должны сформулировать в цифрах. Что мы хотим достичь с помощью туризма конкретно. У нас есть рынок, который на самом деле хочет того, чего вы не имеете. Рынок хочет чего-то. Но не факт, что у вас это есть . И когда мы пытаемся продать то, что у вас есть, мы упираемся в то, что это никому не нужно.

У нас есть ограничители, барьеры: конкуренты, законы, которые мешают нам привести сюда рынок. Вы должны держать в голове цель и мочь объяснить: я придумал направление, эта работа на такую-то цель. Если это не работает на какую-то цель, это странно, туризм у вас странный. Если вы работаете на туриста, а он не работает на регион, это странно.

Второй шаг — понять, откуда вы возьмете этих людей. Рынок он какой-то. И этот рынок совершенно вам не комплементарен. Он про вас ничего не знает, он к вам не хочет. И его нужно понять, осознать, эти целевые аудитории для себя выявить. Понять, откуда и как эти люди у вас здесь появятся.

Есть тренды, которые влияют на глобальный социум, — юридические, экономические, экологические, социокультурные и технологические. Хотите вы или не хотите, но это происходит. Диджитализация происходит — вы ничего не можете с этим сделать. Рост прокрастинации происходит — вы тоже с ничего с этим сделать. Это надо учесть и уметь использовать, уметь это продавать.

BOB_6699.jpg

Нашими ограничителями являются нацпроекты, потому что регион вынужден работать в этой логике до 2024 года в любом случае. Это и определенная структура денег. У нас есть проект «Цифровая экономика», и мы понимаем, что, делая свой туризм боле цифровым, мы попадаем в эту концепцию. А делая его ламповым, в эту концепцию мы не попадаем.

Туризм — основа для генерации новых товаров и услуг. Если вокруг вас не создается новые товары и услуги, если вы мононаправление, вы не приоритетны. Потому что вы должны вокруг себя генерить еще что-то, формировать экосистему вокруг себя, создаваться новые производства.

Пример — круизный туризм. Он не генерирует ничего. Потому что лайнеры не заинтересованы, чтобы люди, выходя на берег, тратили много денег. Они приходят, платят за причальную стенку небольшое количество денег. И городу ничего не оставляют. Но правильная работа с круизными компаниями позволяет от них получить дополнительные возможности.

Туризм приводит к развитию человеческого капитала на территории, в том числе улучшение здоровья, жизни, тот самый здоровый образ жизни, повышение качества еды, культуры. Туризм сегодня решает не только вопрос привнесения денег.

BOB_6729.jpg

Туризм работает на то, чтобы жители хотели оставаться жить в этом городе. На то, чтобы формировался правильный инвестиционный климат. Чтобы предприниматели, которые участвуют в триатлонах, потом задумались: «А может, я здесь что-то куплю, а может, я здесь сделаю бизнес — здесь же классно». И с этим работает Сочи, Калининград — чтобы через туризм из туриста сделать инвестора, а может, и жителя.

Это и вопрос миграции: я приехал, тут классно, останусь-ка я здесь жить, куплю дачу, куплю землю. Это повышение занятости и снижение оттока.

Туризм как креативная экономика создает новые типы занятости. Даже в добывающих регионах это важная задача. Мужья работают на шахте, на вышке, а женам делать нечего. Но можно создавать что-то новое, работать в новых отраслях, в том числе на туризм.

С помощью туризма создаются сервисы для жителей: лучше кафе, лучше рестораны, лучше городские сервисы. И это рост доходов населения, самозанятости, появление индивидуальных предпринимателей. Мы должны понимать, что туризм должен давать блага нашим жителям, вам лично.

В мире есть тренды, им соответствуют какие-то люди. У этих людей есть потребности. Мы сначала смотрим, что происходит в мире, потом смотрим, как это приведет к формированию таких-то и таких-то людей. Смотрим, что они могут хотеть. Придумываем для них продукт и смотрим, как этот продукт решает наши цели. Можно думать и от продукта — соответствует ли он рынку и поставленным целям. Но важно, чтобы связка «рынок — цель» была жесткая.

BOB_6739.jpg

Сегодня происходит внедрение цифровых технологий во все. Кого это порождает? [Из зала ответили: «Роботов»] Роботы не путешествуют. Из людей это какие группы? Это киберспортсмены. Россия была первой страной, которая в 2001 году признала его спортом. И мы ничего не сделали для того, чтобы стать родиной киберспорта. Сейчас это 400 миллионов человек. И часть из них передвигаются — они ездят на турниры, которые собирают десятки тысяч людей, которые смотрят, как другие играют в игрушки. Соответственно, рынками являются европейские крупные города, Китай, Южная Корея. Что мы можем сделать для этих людей? Мы можем сделать киберспортивный туризм, проводить турниры. Какие для этого основания — есть программа «Цифровая экономика», есть инвестиции крупных компаний, таких как Mail.ru Group «Ростелеком». Они вливают сотни тысяч долларов в создание команды, продвижения, турниры. Это уже есть, но вы где на этой карте? Если у вас есть ледовый дворец, который убыточен (в Карелии есть дворец, на содержание которого ежегодно тратят 70 миллионов), появляется идея — может быть, сделаем из него киберспортивный дворец?

Надо подумать, кому продавать и кто будут конкуренты. Задачи —это интересно, это направление работает на привлечение и удержание молодежи. Мы говорим: «Мы не затхлый регион, который ничего не делает, а мы на острие». Это примерный путь размышления — как думать о трендах.

BOB_6752.jpg

На стратегической сессии в Сыктывкаре это направление туризма тоже рассмотрели. Как рассказала БНК победитель программы «Команда Республики Коми — 2019» Алена Ермошкина, она является автором проекта «Киберспортивный лагерь AS».

— Во время сессии мне позвонили и сообщили новость, что мы с моим старшим сыном прошли в очный этап конкурса «Предпринимательство без границ», организованного Национальной библиотекой Коми. Наш «Киберспортивный лагерь AS» в номинации «Первоклассные услуги» из 33 проектов набрал наивысший балл. В это время стратег Константин Гаранин обозначил говорит, что киберспортивный туризм — модно и интересно, работает на удержание молодежи. То есть мы оказались в тренде, — сказала она.

По словам Константина Гаранина, на стратегической сессии было высказано много разных идей, многие из которых оказались ожидаемыми, потому что Коми давно и активно занимается развитием туризма и многие идеи являются логичным продолжением этой работы — экологический туризм, сельский туризм, активные туры.

— Были и абсолютно свежие идеи: развитие инстаграм-туризма — возможности приехать на короткий срок, например, выходные, получить не только яркие эмоции, но и классные фотографии, видео, которыми можно похвалиться перед друзьями и подписчиками. Такое направление могло бы принести региону не только деньги от туризма, но и усиление имиджа.

Другой интересной идеей было развитие женского туризма — в рамках короткой сессии мы не дошли до понимания, что это может быть, но в мире уже давно есть гендерные туры, когда группа подружек может отправиться в интересное путешествие. На мой взгляд, это интересное направление, так как женщины сегодня играют ключевую роль в структуре потребления, — рассказал он БНК.

2715

Комментарии (8)

Добавить комментарий
  • На фото
    09 дек. 2019 г., 12:57:03
    Ответить
    Сколько их собралось Денег просят
  • Думбльдор
    09 дек. 2019 г., 13:31:06
    Ответить
    У Гарри шрам на лбу пропал
  • Гномик
    09 дек. 2019 г., 13:32:21
    Ответить
    Мы никого не веселим. Поэтому для региона, муниципалитета, бизнеса очень важно работать из парадигмы «Что мы получаем?».


    жители города по ходу тоже вроде туристов. Нас никто не веселит - не освещение, не дороги, не транспорт общественный, не инфраструктура, не театры. От нас наверное мало отдачи и отравной связи.
  • Подружка
    09 дек. 2019 г., 14:21:34
    Ответить
    Одно холодное дождливо лето прихлопнет и семейный туризм, и женский. Мужики с удочками могут выжить везде
  • Светлана
    09 дек. 2019 г., 14:50:16
    Ответить
    Помнится. киберспорт (т.е. и кибертуризм) активно и весьма успешно развивал в Коми Александр Селютин. Но недолго.
  • Женский турист
    09 дек. 2019 г., 16:20:57
    Ответить
    ЖТ
    Когда девушки из соседних областей приезжают за туризмом к бруталам-вахтовикам :-)
    2
    • Вахтовики
      09 дек. 2019 г., 21:18:49
      Ответить
      Да это усть-куломские плечевые
  • Павел
    09 дек. 2019 г., 18:12:45
    Ответить
    Ха
    Феерическая ахинея. Ни одного практика, одни теоретики.