16:12, 12.11.2011 / ОБЩЕСТВО

На Гражданском форуме общественники искали публичную политику в Коми

На секции «Публичная политика в Республике Коми: есть она или нет?» Гражданского форума спорили о том, в каком виде публичная политика существует в республике и какими качествами обладает. Были высказаны зачастую прямо противоположные мнения, от полного отрицания до аллегорий со «спящей красавицей», которая «спит в гробике».

KAB_4559.jpg

Фото Юрия Кабанцева

Работу секции открыла председатель Общественной палаты Коми Маргарита Колпащикова. Она, чтобы всем было понятно, о чем идет речь, дала определение публичной политике. По ее словам, политика является публичной только тогда, когда она эффективна и прозрачна, нацелена на решение проблем населения и пользуется его доверием. Важным показателем наличия публичной политики является наличие системы консультаций с общественными организациями, представляющими определенные категории населения, консультационные и общественные советы, в том числе и Общественная палата республики.

KIR_6650.jpg

Фото Кирилла Затрутина

- Региональная публичная политика возникла совершенно недавно, и она немного иная, - выразила мнение Маргарита Колпащикова. - Сейчас она переживает серьезные изменения по нескольким причинам. Во-первых, мы видим, что на федеральном уровне сейчас для принятий решений, внесения предложений и контроля за их исполнением активно привлекается некоммерческий сектор. Другая причина в том, что с приходом Вячеслава Гайзера консолидировались власть и общество. Последние события дают нам возможность понять, что публичная политика у нас есть.

Запустить дискуссию взялся первый заместитель руководителя администрации главы Коми и правительства республики Анатолий Родов. Он заметил, что заменяет Алексея Чернова, который присоединится к работе Гражданского форума немного позднее.

KAB_4591.jpg

Фото Юрия Кабанцева

- Нужно посмотреть динамику за последние 10 лет, когда сама тема публичной политики актуализировалась. В 2003 году с приходом Владимира Торлопова в республике произошла смена элит. Большинство из нас были участниками этого политического процесса. Мы говорили о функционировании политической системы республики в условиях латентной оппозиции до 2001 года. После этого наступил сложный период, когда политический процесс был очень ярко выражен, активизировались силы оппозиции, - обратился к истокам конфликтов Анатолий Родов.

Как он рассказал, в то время у бывшего главы Коми Владимира Торлопова была одна задача – не допустить раскола политических элит и консолидировать их в новых условиях.

- Владимир Торлопов с честью прошел этот переходный период, хотя ему досталась очень несладкая доля, - дал оценку Анатолий Родов.

Он вспомнил и единогласное голосование депутатов республиканского парламента за план действий, предложенный новым главой региона Вячеславом Гайзером при вступлении в должность. Именно тогда, по мнению Анатолия Родова, консолидация политических элит республики Коми состоялась, и сейчас в условиях электорального цикла в этом направлении фиксируется активизация. В этом смысле сейчас важно сохранить тот социальный заказ к власти, чтобы интересы политических элит шли в унисон. Под социальным заказом он имел в виду основные запросы граждан - стабильность, проблемы пожилых людей, защиту прав человека.

- Что сегодня предложено в качестве инструмента реализации этого социального заказа? – предложил вопрос для дискуссии Анатолий Родов.

Лидер национально-культурной еврейской автономии Леонид Зильберг, вступивший в обсуждение, отметил, что нужно отдать должное бывшему главе республики Юрию Спиридонову, который допускал публичную политику.

KAB_4594.jpg

- Сегодня система не допускает борьбы за власть, даже намека на эту борьбу. Публичная политика иногда выплескивается в виде уголовных дел и посадок. Чтобы это понять, нужно внимательно следить за теми, кого посадили. У нас же публичной политики нет никакой. Она в определенном смысле уничтожена указом об отмене всенародных выборов глав регионов, - сообщил Леонид Зильберг.

Член Общественной палаты Коми, лидер регионального «Правого дела» Евгений Вологин в своем выступлении возразил ему в том смысле, что публичная политика в стране присутствует. Подкрепил он эту позицию тем, что Республика Коми имеет определенные особенности. Здесь, по его мнению, важно, что фигура действующего главы республики является консолидирующей, что создает у политических игроков основу для своей деятельности и возможность для развития публичной политики.

Как он заявил, сейчас на смену «старой» оппозиции – КПРФ и «Спаведливой России» - приходит «новая» - «Правое дело» и «Рубеж Севера». Зачастую и общественники выступают как оппозиционная сила. Определять наличие или отсутствие публичной политики «посадками» он посчитал спекуляцией.

Член Общественной палаты Коми Александр Щиголев, в свою очередь, не согласился с тезисом о том, что назначение главы региона или его всенародное избрание влияет на публичную политику. Он напомнил о постановлении администрации Сыктывкара, которое фактически закрыло Стефановскую площадь для публичных мероприятий за счет расположения в 150-метровой зоне Конституционного суда Коми. По его словам, правозащитники из «Мемориала» не зря проводили пикеты возле прокуратуры для того, чтобы обратить внимание на «беззаконие». Отсюда он вывел, что публичная политика в Коми все больше зажимается.

Лидер «Справедливой России» в республике, депутат Госсовета Коми Вера Скоробогатова, охарактеризовала себя как «обновленная оппозиция», заочно отвечая Евгению Вологину на термин «старая оппозиция», примененный к справедливороссам региона.

- Наш Госсовет не самый лучший образец публичной политики, оппозиционным фракциям сложно добиться публичной площадки. Но есть общественная палата, которая набирает обороты, есть конференции коми народа. На селе публичной политики больше, в городах – меньше, - сообщила Вера Скоробогатова.

Она в очередной раз подняла вопрос о представительстве всех институтов публичной политики в средствах массовой информации. Несмотря на то, что в Коми, в отличие от средней картины по России, ситуация в этом смысле более благоприятная, получить доступ к СМИ, по крайней мере «Справедливой России», проблематично.

- Несмотря на закон о равном доступе партий к СМИ, в каждом новостном выпуске звучит «Единая Россия», а фильм о «Справедливой России» показали только два раза ночью. Очень сложно пробиться. Если мы против монополии на власть, нужно задуматься о другом уровне ответственности, - резюмировала Вера Скоробогатова.


Уполномоченный по правам человека в Коми Людмила Завьялова начала с общего посыла: «Все, что мы сейчас делаем, мы делаем для будущих поколений». Как она считает, публичные политики должны отдавать себе отчет в том, что всегда нужно помнить об ответственности. По словам Людмилы Завьяловой, сейчас в республике невозможна политическая дискуссия, но без нее и невозможно принимать политические решения. Как она заявила, пока в Коми есть только атрибуты публичной политики.

Ольга Савастьянова выдвинула тезис о том, что публичная политика всегда такая, какая она есть, вопрос только в том, насколько эта публичная политика соответствует интересам большинства. Общественная палата Коми, по ее мнению, сейчас выступает основной площадкой для публичного согласования противоречивых, противоположных интересов. Несмотря на то, что при министерствах и ведомствах также существуют различные координационные советы, весь вопрос заключается в том, что общественность не видит, как то, о чем она говорит, учитывается при принятии решений.

Член Общественной палаты России Игорь Шпектор, взяв слово, сообщил, что полностью согласен с тем, что нужно менять систему выборов. Тем не менее, он считает, что общество обязательно к этому вернется.

- Нам ведь повезло, что у нас в республике наш человек, хуже, когда приходят из других регионов и их радостно выбирают в депутаты. Чужой человек не может быть патриотом.
Гайзер – это наш человек. Ведь если есть возможность говорить о лидере республике как о нашем человеке – нужно говорить об этом, - постарался закрепить основную мысль Игорь Шпектор.

Член Общественной палаты Коми Дарья Шучалина свою речь начала с образов. Она заявила, что публичная политика в республике сейчас как спящая красавица из сказки: «спит в гробике, мышцы атрофированы», и «просыпается» она только перед выборами.

- Нужно работать и между выборами, - призвала оппозицию Дарья Шучалина. - Из кого северянам выбирать? Я не могу припомнить за последние четыре года какие-либо яркие поступки нашей политической оппозиции. Любые публичные акции это такие «пиарские» штуки.

Она также отметила, что, несмотря на то, что оппозиция жалуется на невозможность появления в СМИ, в марте большая часть таких партий не пришли в редакцию газеты «Красное знамя Севера», которую она возглавляет, и не воспользовались своим правом заключить договор на бесплатное размещение, как возможностью хотя бы что-то сказать избирателям.

- Это вы должны за нами бегать. Ведь это мы – тот мост между вами и избирателями, - призвала оппозицию Дарья Шучалина.

Научный руководитель ВЦИОМ Иосиф Дискин призвал участников дискуссии к четкому определению темы обсуждения.

- Можно долго спорить, но пока у нас нет какой-либо рамки, дискуссия становится очень связанной со вкусами и пристрастиями. Сегодня много говорится, что политическая власть в стране монополизировалась. Все высказывают недовольство этим обстоятельством. Но важно понять, не изменилось ли что-то в нашей стране? – попытался заставить присутствующих поразмышлять Иосиф Дискин.

Когда собравшихся на форуме попросили задавать свои вопросы, люди из зала стали жаловаться на нехватку помещений для центров некоммерческих организаций, из-за чего общественникам негде собираться, проблемы многодетных матерей, будущим кондитерской фабрики «Юбилейная».

В попытке вернуть дискуссию в рабочее русло, Евгений Вологин вспомнил историю с продажей мандатов «Справедливой России».

- У главы республики репутация пока не запятнана, это дает ему право ставить принципиальные политические вопросы. Но обладает ли «Справедливая Россия» таким моральным правом при такой коллизии как продажа мандатов? – озадачил участников форума Евгений Вологин.

На это Вера Скоробогатова заметила, что ей стыдно за коллег, благодаря которым дискуссия скатилась к предвыборным посылам.

Председатель федерации профсоюзов республики Дмитрий Лукашенко ответил на реплику Иосифа Дискина о том, что «некоторые партии идут на выборы с заезженными вопросами». К одному из таких заезженных вопросов он отнес низкие зарплаты.

- Это у нас, извините, публичная политика, - охарактеризовал процесс Дмитрий Лукашенко.

Председатель комиссии Общественной палаты Коми по экономическому развитию Павел Поташов вывел две основных вещи: «как ни поскреби, всегда поднимается проблема маленького человека» и «чтобы сказать в нашей стране правду, нужно не иметь родственников и быть нищим».

По итогам обсуждения Анатолий Родов высказал мнение, что, во-первых,
«публичная» и «политика» - это две совершенно разные вещи, а во-вторых, «наша публичная политика сегодня – это движение «Коми войтыр» и Общественная палата республики».

Итогом обсуждения стал вывод Маргариты Колпащиковой о том, что публичная политика в Республике Коми все же есть.

1373

Комментарии (3)

Добавить комментарий
  • ля-ля
    12 нояб. 2011 г., 16:42:44
    Ответить
    увольте едорастов
    и будет всем лучше
  • может же,когда хочет
    12 нояб. 2011 г., 20:56:25
    Ответить
    хорошо сказала о ПУБЛИЧНОЙ ПОЛИТИКЕ Дарья Шучалина...,добавить нечего.
  • Инта
    13 нояб. 2011 г., 22:32:34
    Ответить
    Надо к вам Вейгандта, бывшего руководителя администерии и Смирнова, нынешнего отправить и все будет ОК