В засаде - самолета ради. История о сыктывкарце, который фотографирует авиалайнеры у «взлетки»
Десятиклассник из Сыктывкара Роман Имполитов вместе со своими друзьями уже почти два года профессионально фотографирует самолеты. Их объединило общее увлечение, популярное во всем мире, — плейнспоттинг, или съемки воздушных судов. В коллекции Романа несколько сотен фото: от пассажирских лайнеров до стратегических бомбардировщиков и истребителей. Он обошел вокруг практически всю территорию сыктывкарского аэропорта в поисках удачных мест для съемки. А вчера, по его признанию, сделал лучший кадр в жизни. В него попало природное явление, за которым споттер охотился два года. Сегодня корреспондент БНКоми провел три часа на морозе вместе с Романом Имполитовым, чтобы понять, зачем он это делает, и расспросить его о главных правилах сыктывкарского споттинга.
Фото Кирилла Затрутина
- Дома к моему увлечению нормально относятся, но порой говорят, что я странный. Мама спрашивает: «Зачем ты снимаешь одно и то же? Ты же уже все это снимал», - рассказывает Роман, протаптывая тропинку в сугробах.
Мы оставили нашу машину на улице Колхозной, а сами идем сквозь заросли борщевика и кустарника в сторону взлетно-посадочной полосы сыктывкарского аэропорта. До нее метров 300 по снегу, на который, впрочем, Роман не сильно обращает внимание. Он рассказывает, что почти за два года увлечением плейнспоттингом вывел для себя одно простое, но важное правило — тепло одеваться:
- У нас в Сыктывкаре, уж тем более в такую погоду, надо одеваться так, чтобы простоять здесь не 20-30 минут, а пару часов. Сегодня с 13 до 15 часов во время плейнспоттинга можно было снять сразу три самолета. Правда, один мы уже пропустили.
Фото из архива Романа Имполитова
Плейнспоттинг (от английских слов «plane» - «самолет» и «spot»— «увидеть», «опознать») — это популярное хобби, получившее особое развитие в США во время холодной войны. Тогда считалось большой удачей сфотографировать советский самолет. В СССР снимать железных птиц и аэропорты долгое время было запрещено. Когда же это правило отменили, люди быстро приобщились к этому увлечению и ради удачного кадра стали стараться подойти на максимально близкое расстояние к взлетно-посадочной полосе.
Первый официальный споттинг в России был организован в 2005 году в Сургуте. Потом приглашать к себе фотографов стали аэропорты и в других городах. Сейчас для них даже строят специальные площадки для съемок.
Роман вспоминает, что ему всегда нравились самолеты. В детстве он вместе с отцом ездил в аэропорты, чтобы посмотреть на железных птиц. Когда у него появился хороший фотоаппарат, он решил начать снимать лайнеры. Первая качественная фотография датирована 22 февраля 2011 года. Роман пошел на фотоохоту вместе с другом, который увлекался «тушками» и «боингами».
- Когда-то давно я снимал на простую «мыльницу». Потом у меня появилась хорошая «зеркалка», мы узнали, что такое плейнспоттинг и решили специально пойти поснимать. Зашли со стороны Колхозной. Тут недалеко находилась стройка, около которой были кучи песка. Мы попросили разрешения на них залезть, чтобы был хороший обзор. Сделали несколько кадров и очень обрадовались результату, - рассказывает Роман.
Походы в сторону аэропорта стали регулярными. Ребята нашли пять-шесть точек для «засады». Три из них находятся со стороны улицы Колхозной, две — на объездной в районе местечка Кочпон, еще одна — около автовокзала. Одно из самых необычных и привлекательных мест — недалеко от здания аэропорта, откуда из-за забора видна стоянка для самолетов.
- Мы сначала бродили за гаражами, которые находятся на улице Колхозной. Залезали на сами гаражи, снимали оттуда. Потом нашли точку около стоянки для самолетов. Первое время таскали туда лестницу, чтобы подняться выше забора. Сейчас там стоит небольшая деревянная подпорка, с которой мы и фотографируем самолеты. Правда, иногда я забираюсь на дерево, оттуда тоже хорошо видно, - говорит Роман.
Забор вдоль улицы Колхозной, ограждающий территорию сыктывкарского аэропорта, не сильно похож на нормальный забор. На расстоянии примерно пяти метров друг от друга в землю вбиты деревянные бревна, между которыми натянута колючая проволока. Сами столбы идут в два ряда. Роман говорит, что на первую изгородь залезать можно, а вот на вторую — запрещено.
- Когда мы были младше, мы так делали. Конечно, незнание не освобождает от ответственности, но когда мы подросли, то разобрались в ситуации. Сейчас это одно из самых важных правил — не заходить на территорию аэропорта, - признается споттер.
В 2001 году в Греции произошел самый известный инцидент со споттерами, якобы нарушившими закон. 12 британцев и двух голландцев, которые фотографировали в окрестностях базы греческих ВВС Каламата, задержали и предъявили обвинение в шпионаже. Иностранцам грозило 20 лет тюрьмы. Однако приговор смягчили, выпустив их под залог в 9000 фунтов стерлингов.
Фото из архива Романа Имполитова
Британцы оспорили приговор, но суд лишь ужесточил наказание: споттеров приговорили к реальным срокам заключения на три года. Тогда поднялась большая международная волна поддержки фотографов. В Грецию стали писать люди со всего мира. В итоге через месяц британцев и голландцев полностью оправдали.
Всего съемками самолетов в Сыктывкаре увлекается человек десять: трое — профессионально, остальные — любители. Хотя летними вечерами на объездную около местечка Копчон частенько съезжаются те, кто хочет понаблюдать за прилетом лайнеров.
Фото из архива Романа Имполитова
По словам Романа, сыктывкарские споттеры стараются не снимать вместе, по крайней мере, с одной точки. Правда, бывают исключения, когда прилетает редкий самолет. Тогда, наоборот, все охотники за железными птицами в сборе — распределяются по разным местам вокруг аэропорта.
- Нас как-то пустили на экскурсию в аэропорт. Оказалось, что там везде камеры. Причем они направлены в те места, откуда мы обычно снимаем. Мы у них как на ладони. Меня ни разу не ловили, а вот моих друзей уже задерживали. Но все обошлось. Иногда по «взлетке» проезжают машины техбезопасности. Мы стараемся не маячить, приседать, чтобы нас не было видно. Мы не хотим, чтобы они из-за нас волновались и им «дали втык». Хотя приятно, когда самолет приземляется, пилот нас замечает, открывает окно и машет нам рукой, - говорит Роман.
Недавно в Сыктывкар приехал споттер из Нидерландов. Его заинтересовали самолеты ТУ-134. Сразу несколько лайнеров «припаркованы» на стоянке аэропорта.
- Его зовут Андрэ. Он сделал три пересадки за день, чтобы добраться до Сыктывкара. В интернете нашел информацию о том, что у нас около 20 «тушек» стоят в аэропорту. Это сейчас редкий самолет. Сыктывкар - одно из немногих мест, куда он еще летает. Поэтому Андрэ и выбрал наш город: чтобы прилететь на нем и сфотографировать. Днем он прибыл к нам, переночевал у меня, а наутро уже полетел домой, - поведал споттер о приеме иностранного коллеги.
Роман показывает свой телефон, на котором установлены несколько приложений. Они отслеживают время вылета и прилета самолетов. А в одном из них даже можно узнать текущее местоположение лайнера, его высоту и скорость:
- Московский рейс недавно вылетел. Сейчас над Ярославлем находится. Время прилета можно уточнить в справочной аэропорта. Сейчас позвоню.
- Твой голос наверняка там уже знают.
- То, что я звоню с разных номеров, мне уже не помогает, - Роман беседует с дежурной аэропорта, которая сообщает, что прилета осталось ждать еще 30 минут.
В этот момент на полосе появляется питерский лайнер. Он проезжает мимо нас к началу «взлетки», чтобы подняться в воздух против ветра. На разгон уходит всего несколько сотен метров, и самолет отрывается от земли. Первая удача на сегодня.
Фото из архива Романа Имполитова
Снимать отечественные самолеты нравится Роману больше, чем иностранные. Говорит, что в наших «птицах» есть элегантность и изюминка. А зарубежные лайнеры - однотипные. При этом почти у каждой марки самолета есть свое прозвище.
- Ту-134 споттеры называют свистком. Он очень громко свистит при рулении. Boeing — это бобик, а Airbus — арбуз, так как слова созвучны. Мне же больше всего нравится фотографировать ТУ-154, это мой любимый самолет. У него в отличие от пассажирского варианта Ту-134 есть третий двигатель около хвоста. Он очень красивый, - делится впечатлениями споттер.
Фото из архива Романа Имполитова
Однажды во время съемок Роман заметил сову. У него даже получилось сфотографировать ее, когда птица сидела на заборе. Вообще же, совы, по словам споттера, частые гости в окрестностях аэропорта:
- Мне кажется, что они живут в лесном массиве около объездной дороги. Мы их здесь частенько видим. Летом тут очень много мышей, на которых совы и охотятся.
Вчера, по признанию Романа, у него получился лучший кадр в жизни. Он наконец-то смог вблизи сфотографировать инверсионный след. Это белые линии, которые оставляет лайнер в воздухе.
- Я уже вторую зиму пытаюсь снять это явление, которое возможно при очень низкой температуре и высокой влажности. Вчера я специально за этим сюда приехал. Как только самолет поднимается в небо, около крыльев образуются срывы или вихри. Так холодный воздух превращается в снег. А вчера еще солнце очень удачно подсветило самолет. Из моих знакомых только одному удавалось это сделать. Вот теперь и мне, - рассказывает Роман о фотографии, которая за вчерашний день на его персональной страничке собрала несколько десятков «лайков» и комментариев.
Свои фотографии Роман выкладывает на двух сайтах, которые объединяют плейнспоттеров - http://www.airliners.net и http://russianplanes.net. Одна из его фотографий почти попала в топ на одном из сайтов. Сейчас споттер из Сыктывкара надеется, что его лучший кадр через неделю попадет в раздел «самые популярные фотографии».
- Одну из моих фотографий напечатали в японском журнале. Они нашли ее на сайте. Зарубежное издание - фактически это ежегодная энциклопедия о самолетах. На фото — Boeing-747, который я снял в аэропорту «Шереметьево». Еще один снимок просили для календаря, - рассказал о первых профессиональных успехах фотограф.
Наконец-то на горизонте появился борт из Москвы. Роман предупредил, чтобы мы были наготове. Boeing подлетел очень тихо, приземлился практически беззвучно. Только через несколько секунд звук его двигателей долетел до нас. Лайнер проскользнул мимо всего за пять секунд, Роман успел сделать всего несколько кадров.
Фото Романа Имполитова
- Сегодня хороший плейнспоттинг. Есть несколько удачных снимков, - спокойно оценивает «улов» фотограф.
- А какой плейнспоттинг можно назвать идеальным?
Фото из архива Романа Имполитова
- Зависит от случая. Важно, чтобы многое совпало — и ракурс удачный, и нормальная погода. Но главное, чтобы были рядом друзья, с которыми просто приятно проводить время.
Комментарии (47)
http://cs11441.userapi.com/u51146202/128310779/y_3b016976.jpg
Ту-154 — Википедия
История создания Конструкция Состояние Модификации
Ту-154 (по кодификации НАТО: Careless — «Беззаботный», на слэнге советских пилотов — «Полтинник», «Туполь», «Большая Тушка», или «Аврора») — трёхдвигательный реактивный пассажирский самолёт для авиалиний средней протяжённости...
По словам Романа, сыктывкарские споттеры стараются не снимать вместе, по крайней мере, с одной точки. Правда, бывают исключения, когда прилетает редкий самолет. Тогда, наоборот, все охотники за железными птицами в сборе — распределяются по разным местам вокруг аэропорта.
ну а САБу только проволочку поправить чуток ...L-)))
Учи матчасть студент
Удачи)
Теперь и Вы это можете)))
лучше бы думали чтобы деньги заработать, проекты интересные делали.
Хотя с другой стороны, как хобби это занятие совсем безобидное.
И в советское время было модно самолетики собирать.
Так что занятие достойное, а отличии от придурков, которые пиво пьют, и ходят корчат из себя кого-то, никем в этой жизни не являясь