23:24, 01.12.2012 / РЕПОРТАЖИ

В засаде - самолета ради. История о сыктывкарце, который фотографирует авиалайнеры у «взлетки»

Десятиклассник из Сыктывкара Роман Имполитов вместе со своими друзьями уже почти два года профессионально фотографирует самолеты. Их объединило общее увлечение, популярное во всем мире, — плейнспоттинг, или съемки воздушных судов. В коллекции Романа несколько сотен фото: от пассажирских лайнеров до стратегических бомбардировщиков и истребителей. Он обошел вокруг практически всю территорию сыктывкарского аэропорта в поисках удачных мест для съемки. А вчера, по его признанию, сделал лучший кадр в жизни. В него попало природное явление, за которым споттер охотился два года. Сегодня корреспондент БНКоми провел три часа на морозе вместе с Романом Имполитовым, чтобы понять, зачем он это делает, и расспросить его о главных правилах сыктывкарского споттинга.

KIR_3295.jpg

Фото Кирилла Затрутина


- Дома к моему увлечению нормально относятся, но порой говорят, что я странный. Мама спрашивает: «Зачем ты снимаешь одно и то же? Ты же уже все это снимал», - рассказывает Роман, протаптывая тропинку в сугробах.

KIR_3259.jpg

KIR_3293.jpg

KIR_3256.jpg

Мы оставили нашу машину на улице Колхозной, а сами идем сквозь заросли борщевика и кустарника в сторону взлетно-посадочной полосы сыктывкарского аэропорта. До нее метров 300 по снегу, на который, впрочем, Роман не сильно обращает внимание. Он рассказывает, что почти за два года увлечением плейнспоттингом вывел для себя одно простое, но важное правило — тепло одеваться:

KIR_3235.jpg

- У нас в Сыктывкаре, уж тем более в такую погоду, надо одеваться так, чтобы простоять здесь не 20-30 минут, а пару часов. Сегодня с 13 до 15 часов во время плейнспоттинга можно было снять сразу три самолета. Правда, один мы уже пропустили.

IrCE06v2Lcg.jpg

Фото из архива Романа Имполитова

Плейнспоттинг (от английских слов «plane» - «самолет» и «spot»— «увидеть», «опознать») — это популярное хобби, получившее особое развитие в США во время холодной войны. Тогда считалось большой удачей сфотографировать советский самолет. В СССР снимать железных птиц и аэропорты долгое время было запрещено. Когда же это правило отменили, люди быстро приобщились к этому увлечению и ради удачного кадра стали стараться подойти на максимально близкое расстояние к взлетно-посадочной полосе.

Первый официальный споттинг в России был организован в 2005 году в Сургуте. Потом приглашать к себе фотографов стали аэропорты и в других городах. Сейчас для них даже строят специальные площадки для съемок.

KIR_3246.jpg

Роман вспоминает, что ему всегда нравились самолеты. В детстве он вместе с отцом ездил в аэропорты, чтобы посмотреть на железных птиц. Когда у него появился хороший фотоаппарат, он решил начать снимать лайнеры. Первая качественная фотография датирована 22 февраля 2011 года. Роман пошел на фотоохоту вместе с другом, который увлекался «тушками» и «боингами».

- Когда-то давно я снимал на простую «мыльницу». Потом у меня появилась хорошая «зеркалка», мы узнали, что такое плейнспоттинг и решили специально пойти поснимать. Зашли со стороны Колхозной. Тут недалеко находилась стройка, около которой были кучи песка. Мы попросили разрешения на них залезть, чтобы был хороший обзор. Сделали несколько кадров и очень обрадовались результату, - рассказывает Роман.

KIR_3277.jpg

Походы в сторону аэропорта стали регулярными. Ребята нашли пять-шесть точек для «засады». Три из них находятся со стороны улицы Колхозной, две — на объездной в районе местечка Кочпон, еще одна — около автовокзала. Одно из самых необычных и привлекательных мест — недалеко от здания аэропорта, откуда из-за забора видна стоянка для самолетов.

- Мы сначала бродили за гаражами, которые находятся на улице Колхозной. Залезали на сами гаражи, снимали оттуда. Потом нашли точку около стоянки для самолетов. Первое время таскали туда лестницу, чтобы подняться выше забора. Сейчас там стоит небольшая деревянная подпорка, с которой мы и фотографируем самолеты. Правда, иногда я забираюсь на дерево, оттуда тоже хорошо видно, - говорит Роман.

KIR_3281.jpg

Забор вдоль улицы Колхозной, ограждающий территорию сыктывкарского аэропорта, не сильно похож на нормальный забор. На расстоянии примерно пяти метров друг от друга в землю вбиты деревянные бревна, между которыми натянута колючая проволока. Сами столбы идут в два ряда. Роман говорит, что на первую изгородь залезать можно, а вот на вторую — запрещено.

- Когда мы были младше, мы так делали. Конечно, незнание не освобождает от ответственности, но когда мы подросли, то разобрались в ситуации. Сейчас это одно из самых важных правил — не заходить на территорию аэропорта, - признается споттер.

В 2001 году в Греции произошел самый известный инцидент со споттерами, якобы нарушившими закон. 12 британцев и двух голландцев, которые фотографировали в окрестностях базы греческих ВВС Каламата, задержали и предъявили обвинение в шпионаже. Иностранцам грозило 20 лет тюрьмы. Однако приговор смягчили, выпустив их под залог в 9000 фунтов стерлингов.

z_8bc738cb.jpg

Фото из архива Романа Имполитова

Британцы оспорили приговор, но суд лишь ужесточил наказание: споттеров приговорили к реальным срокам заключения на три года. Тогда поднялась большая международная волна поддержки фотографов. В Грецию стали писать люди со всего мира. В итоге через месяц британцев и голландцев полностью оправдали.

Всего съемками самолетов в Сыктывкаре увлекается человек десять: трое — профессионально, остальные — любители. Хотя летними вечерами на объездную около местечка Копчон частенько съезжаются те, кто хочет понаблюдать за прилетом лайнеров.

KcILqu5U2B4.jpg

Фото из архива Романа Имполитова

По словам Романа, сыктывкарские споттеры стараются не снимать вместе, по крайней мере, с одной точки. Правда, бывают исключения, когда прилетает редкий самолет. Тогда, наоборот, все охотники за железными птицами в сборе — распределяются по разным местам вокруг аэропорта.

- Нас как-то пустили на экскурсию в аэропорт. Оказалось, что там везде камеры. Причем они направлены в те места, откуда мы обычно снимаем. Мы у них как на ладони. Меня ни разу не ловили, а вот моих друзей уже задерживали. Но все обошлось. Иногда по «взлетке» проезжают машины техбезопасности. Мы стараемся не маячить, приседать, чтобы нас не было видно. Мы не хотим, чтобы они из-за нас волновались и им «дали втык». Хотя приятно, когда самолет приземляется, пилот нас замечает, открывает окно и машет нам рукой, - говорит Роман.

Недавно в Сыктывкар приехал споттер из Нидерландов. Его заинтересовали самолеты ТУ-134. Сразу несколько лайнеров «припаркованы» на стоянке аэропорта.

- Его зовут Андрэ. Он сделал три пересадки за день, чтобы добраться до Сыктывкара. В интернете нашел информацию о том, что у нас около 20 «тушек» стоят в аэропорту. Это сейчас редкий самолет. Сыктывкар - одно из немногих мест, куда он еще летает. Поэтому Андрэ и выбрал наш город: чтобы прилететь на нем и сфотографировать. Днем он прибыл к нам, переночевал у меня, а наутро уже полетел домой, - поведал споттер о приеме иностранного коллеги.

KIR_3233.jpg

Роман показывает свой телефон, на котором установлены несколько приложений. Они отслеживают время вылета и прилета самолетов. А в одном из них даже можно узнать текущее местоположение лайнера, его высоту и скорость:

z_90c43666.jpg

- Московский рейс недавно вылетел. Сейчас над Ярославлем находится. Время прилета можно уточнить в справочной аэропорта. Сейчас позвоню.

- Твой голос наверняка там уже знают.

- То, что я звоню с разных номеров, мне уже не помогает, - Роман беседует с дежурной аэропорта, которая сообщает, что прилета осталось ждать еще 30 минут.

KIR_3300.jpg

В этот момент на полосе появляется питерский лайнер. Он проезжает мимо нас к началу «взлетки», чтобы подняться в воздух против ветра. На разгон уходит всего несколько сотен метров, и самолет отрывается от земли. Первая удача на сегодня.

9r1HRUpckPc.jpg

Фото из архива Романа Имполитова

Снимать отечественные самолеты нравится Роману больше, чем иностранные. Говорит, что в наших «птицах» есть элегантность и изюминка. А зарубежные лайнеры - однотипные. При этом почти у каждой марки самолета есть свое прозвище.

- Ту-134 споттеры называют свистком. Он очень громко свистит при рулении. Boeing — это бобик, а Airbus — арбуз, так как слова созвучны. Мне же больше всего нравится фотографировать ТУ-154, это мой любимый самолет. У него в отличие от пассажирского варианта Ту-134 есть третий двигатель около хвоста. Он очень красивый, - делится впечатлениями споттер.

y_690bf2d5.jpg

Фото из архива Романа Имполитова

Однажды во время съемок Роман заметил сову. У него даже получилось сфотографировать ее, когда птица сидела на заборе. Вообще же, совы, по словам споттера, частые гости в окрестностях аэропорта:

- Мне кажется, что они живут в лесном массиве около объездной дороги. Мы их здесь частенько видим. Летом тут очень много мышей, на которых совы и охотятся.

Вчера, по признанию Романа, у него получился лучший кадр в жизни. Он наконец-то смог вблизи сфотографировать инверсионный след. Это белые линии, которые оставляет лайнер в воздухе.

doc51146202_136481884.jpg

- Я уже вторую зиму пытаюсь снять это явление, которое возможно при очень низкой температуре и высокой влажности. Вчера я специально за этим сюда приехал. Как только самолет поднимается в небо, около крыльев образуются срывы или вихри. Так холодный воздух превращается в снег. А вчера еще солнце очень удачно подсветило самолет. Из моих знакомых только одному удавалось это сделать. Вот теперь и мне, - рассказывает Роман о фотографии, которая за вчерашний день на его персональной страничке собрала несколько десятков «лайков» и комментариев.

Свои фотографии Роман выкладывает на двух сайтах, которые объединяют плейнспоттеров - http://www.airliners.net и http://russianplanes.net. Одна из его фотографий почти попала в топ на одном из сайтов. Сейчас споттер из Сыктывкара надеется, что его лучший кадр через неделю попадет в раздел «самые популярные фотографии».

doc51146202_136482425.jpg

- Одну из моих фотографий напечатали в японском журнале. Они нашли ее на сайте. Зарубежное издание - фактически это ежегодная энциклопедия о самолетах. На фото — Boeing-747, который я снял в аэропорту «Шереметьево». Еще один снимок просили для календаря, - рассказал о первых профессиональных успехах фотограф.

KIR_3308.jpg

Наконец-то на горизонте появился борт из Москвы. Роман предупредил, чтобы мы были наготове. Boeing подлетел очень тихо, приземлился практически беззвучно. Только через несколько секунд звук его двигателей долетел до нас. Лайнер проскользнул мимо всего за пять секунд, Роман успел сделать всего несколько кадров.

doc51146202_136482262.jpg

Фото Романа Имполитова

- Сегодня хороший плейнспоттинг. Есть несколько удачных снимков, - спокойно оценивает «улов» фотограф.

- А какой плейнспоттинг можно назвать идеальным?

5iwgJcv8dSY.jpg

Фото из архива Романа Имполитова

KIR_3321.jpg

- Зависит от случая. Важно, чтобы многое совпало — и ракурс удачный, и нормальная погода. Но главное, чтобы были рядом друзья, с которыми просто приятно проводить время.

3039

Комментарии (47)

Добавить комментарий
  • Роману
    02 дек. 2012 г., 0:00:19
    Ответить
    От чем бы дитя не тешилось - до успешной профессиональной карьеры. Хорошо.
  • ТУ 154
    02 дек. 2012 г., 0:07:21
    Ответить
    . Мне же больше всего нравится фотографировать ТУ-154 ВВС России, это мой любимый самолет. У него в отличие от пассажирского варианта есть третий двигатель около хвоста.
    На всех ТУ 154 три двигателя !
  • автору
    02 дек. 2012 г., 0:33:42
    Ответить
    Отличная статья! И парень интересный, и история.
  • Всем
    02 дек. 2012 г., 0:53:01
    Ответить
    Увлечение поддерживаю, фотографии действительно интересные. Но такой вариант статьи - провокация службы авиабезопасности. И реакция на неё должна последовать.
    • 0
      02 дек. 2012 г., 0:56:34
      Ответить
      сам с удовольствием фотографирую самолеты
      0
  • вася
    02 дек. 2012 г., 1:17:37
    Ответить
    в засаде
    КАКИЕ ВВС ЭТО ГРАЖДАНСКИЙ САМОЛЕТ..БЫЛ Мне же больше всего нравится фотографировать ТУ-154 ВВС России, это мой любимый самолет. У него в отличие от пассажирского варианта есть третий двигатель около хвоста.
    • щячло
      02 дек. 2012 г., 1:21:09
      Ответить
      Ту-154 ВВС России. И, кстати, фото Романа.
      http://cs11441.userapi.com/u51146202/128310779/y_3b016976.jpg
      • МУЯЧЛО
        02 дек. 2012 г., 1:38:50
        Ответить
        И, кстати, фото Романа.
        ЗАЙДИ В ИНЕТ И НАБЕРИ ТУ-154
        Ту-154 — Википедия
        История создания Конструкция Состояние Модификации
        Ту-154 (по кодификации НАТО: Careless — «Беззаботный», на слэнге советских пилотов — «Полтинник», «Туполь», «Большая Тушка», или «Аврора») — трёхдвигательный реактивный пассажирский самолёт для авиалиний средней протяжённости...
        • Ку
          02 дек. 2012 г., 22:17:35
          Ответить
          Вовчан ты штоль?
  • ВАСЯ
    02 дек. 2012 г., 1:20:27
    Ответить
    САБу
    ЧО ТЕБЕ ЖАЛЬ ИДИ И ФОТКАЙ В РАОЙНЕ КОЧПОНА НА ВЗЛЕТЕ
    • Вот не споттер ты. Там и снимаю, но
      02 дек. 2012 г., 11:07:09
      Ответить
      хочется снимать самолеты и в другой обстановке, на земле
      больше фото хороших и разных))
  • ДИМА
    02 дек. 2012 г., 1:28:39
    Ответить
    ИНТЕРЕСНО А КТО СООБЩАЕТ О ПРИЛЕТЕ ТАКОГО Р Е Д К О Г О
    По словам Романа, сыктывкарские споттеры стараются не снимать вместе, по крайней мере, с одной точки. Правда, бывают исключения, когда прилетает редкий самолет. Тогда, наоборот, все охотники за железными птицами в сборе — распределяются по разным местам вокруг аэропорта.
  • любитель авиации
    02 дек. 2012 г., 6:46:00
    Ответить
    гордость
    кокда смотришь фото на сайте russianplanes то очеть приятно что очень много фотографий с коми, молодцы !
  • просто
    02 дек. 2012 г., 7:15:45
    Ответить
    здорово, что у молодого человека есть увлечение! и фотки интересные. Молодчага! Почаще пишите про таких людей, увидим более интересный Сыктывкар, чем он кажется на первый взгляд
  • ух и ах
    02 дек. 2012 г., 8:20:49
    Ответить
    ЗДОРОВО!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
  • фотограф
    02 дек. 2012 г., 10:48:24
    Ответить
    нормальное увлечение парня. уж лучше с фотиком ходить и самолеты фотографировать чем по подъездам шастать да у бабушек сумки отнимать.
    ну а САБу только проволочку поправить чуток ...L-)))
    • Гастелло
      02 дек. 2012 г., 15:44:00
      Ответить
      +100500
      Пацанчег молодца! Всяко лучше устраивать пилотам безобидную фотосессию, чем лазеро-терапию.
  • Терентьев Анатолий Филиппович
    02 дек. 2012 г., 11:03:47
    Ответить
    Молодец парень.....
    Чего прицепились к парню , оговорился немного.. Тушка как и все остальные в ВВС летают.. Единственно с чем несогласен - это для фотографа идеальных снимков не бывает.. Всегда посмотришь снятое , и хочется всё-таки чуточку не того..На Западе некоторые "ушибленные" даже за конкретными бортами "охотятся", не говоря даже о моделях..А снимать самолёты так же интересно , как и старые церкви. Я , когда в первый раз в музей авиации попал в 1985 году и нам запрещали фотографировать , то снимал "с руки" и до сих пор интересно , даже негативы рассматривать..Так , что удачи тебе парень , и чтоб ты всю жизнь "охотился" за мечтой...
  • Димон
    02 дек. 2012 г., 12:10:42
    Ответить
    Тупняк
    Тупиковое направление. Уже все по сто раз снято-переснято. Со всех ракурсов. Лучше баб снимать. Они в основном разные.
    • баба,
      02 дек. 2012 г., 18:20:39
      Ответить
      Димон,
      ну ты и ду..к, бабы они и Африке бабы, а ты попробуй сам так сними,точно так же, а потом говори. Не может быть одинаковых снимков. Парень молодец и трудяга, на морозе охотиться за удачным кадром, а потом этому радоваться от чистого сердца, могут только порядочные люди, творческие личности. А ты,Дима не сравнивай самолёты ни с чем и ни с кем..
  • Вот и позитивная статья
    02 дек. 2012 г., 12:28:30
    Ответить
    Молодцы
  • Владимир
    02 дек. 2012 г., 12:46:49
    Ответить
    Молодец парень! Как же здорово, что есть хорошие ребята с хорошими увлечениями. Вроде и "экстрим", и всё безобидно.
  • Костя
    02 дек. 2012 г., 13:13:41
    Ответить
    У меня из окна офиса на Колхозной 56 прекрасный вид на взлётку. Рома приходи , пустим на крышу.
    • А
      02 дек. 2012 г., 14:33:06
      Ответить
      А техника безопасности?
    • *****
      02 дек. 2012 г., 19:30:15
      Ответить
      У меня с балкона далековато, но иногда красивый взлет можно увидеть, Роман буду рад общению. А вообще ребятам надо не запрещать, а регулярные экскурсии в аэропорт организовывать, тут тебе и реклама предприятию и снимки действительно классные! Меня в середине 80-х в одном из аэропортов республики мент задержал за фотографирование, мне тогда лет 10-12 было, попугал придурок, протокол составил, потом правда этим протоколом чуть не подавился... Сейчас проще.
  • ТОТ
    02 дек. 2012 г., 13:36:50
    Ответить
    Увлечение
    Статья отличная. Увлечение - хорошее. Кому не нравится может не пыхтеть, не писать и не тупить . Удачных снимков и хорошего настроения!!!
    • Лиля
      02 дек. 2012 г., 13:42:30
      Ответить
      Отличный материал. Рома - молодец. Боюсь только, что охрана аэропорта сейчас вовспримет это по-своему. Как обычно: запретить и не пущать. Удачи! (Роме, естественно)
  • Рус
    02 дек. 2012 г., 14:08:28
    Ответить
    ВРоде споттерн, а понимание авиации никакое и отношение к самолётам лишь субъективное...
    Учи матчасть студент
  • ёптыть
    02 дек. 2012 г., 17:11:02
    Ответить
    Молодец, красавчик!
  • САБ СЫКТЫВКАР
    02 дек. 2012 г., 17:50:44
    Ответить
    Передает привет фотографам! и выжидает)
  • клавесин
    02 дек. 2012 г., 18:04:07
    Ответить
    по мне так самообман ,понятно что тема интересная, но тут она не раскрывается, никак практически, за неимением проф. оптики, подхода, обработки, ракурсов, снимки пролетающих в 500 метрах и выше самолетов снимать можно сколько угодно, но снять так, чтобы ощущалась машина железа поднятая в воздух в кучу тонн, не чувствуется, пусть парень проситься на аэродром и снимает там, думаю пользы будет куда больше, чем при -20 градусах за 1000 метров попытаться подснять взлетевшый самбик
    • ну да. на аэродром!
      02 дек. 2012 г., 21:50:55
      Ответить
      посоветуй еще с крыла самолета в момент взлета! кто ж парня пустит! это же режимный объект!
  • SUV
    02 дек. 2012 г., 18:19:44
    Ответить
    УВАЖАЮ,
    часто на aviaforum бываю, приятно смотреть ветку "Споттинг в Коми".
    Удачи)
    • SUV
      02 дек. 2012 г., 18:24:04
      Ответить
      ОБЪЯСНИ
      это миллионам споттерам, или я что-то не понял ?)))
  • SUV
    02 дек. 2012 г., 18:35:18
    Ответить
    http://www.flightradar24.com/
    Роман показывает свой телефон, на котором установлены несколько приложений. Они отслеживают время вылета и прилета самолетов. А в одном из них даже можно узнать текущее местоположение лайнера, его высоту и скорость:

    Теперь и Вы это можете)))
    • 123
      02 дек. 2012 г., 22:30:17
      Ответить
      Да, сайт - крутяк.
      Посмотрел на аэропорт Дубая, сколько там самолётов крутится одновременно, очередь на взлёт. Наша Москва - это пустующие аэропорты по сравнению с движухой в Дубае.
      • 321
        03 дек. 2012 г., 11:16:48
        Ответить
        Не на всех наших самолетах установлены "маячки", их установка у нас в стране добровольна, поэтому у нас их мало на экране.
  • Доктор ХАУС
    02 дек. 2012 г., 23:18:28
    Ответить
    МОЛОДЕЦ,вы РОМАН! Уважаю! Продолжайте в том же духе и никого не слушайте!
  • Андрей
    03 дек. 2012 г., 9:26:12
    Ответить
    Ребята занимаются по идее фигней,
    лучше бы думали чтобы деньги заработать, проекты интересные делали.

    Хотя с другой стороны, как хобби это занятие совсем безобидное.
    И в советское время было модно самолетики собирать.

    Так что занятие достойное, а отличии от придурков, которые пиво пьют, и ходят корчат из себя кого-то, никем в этой жизни не являясь
    • Не Андрей
      03 дек. 2012 г., 18:10:30
      Ответить
      Ну канеш,чо,давайте еще отправим третьеклассников картошку собирать, как в совке. А чо, пусть думают, как бабло потом заработать, привыкают. А вообще ты и рыбку съел,и на болтике покатался.
  • Мысли вслух*
    03 дек. 2012 г., 9:39:30
    Ответить
    Хороший мальчик и увлечение хорошее......
    Одобряюююююююю!!!
  • гена
    03 дек. 2012 г., 16:31:43
    Ответить
    в 86 сидели на взлетке в арамиле(кольцово) зрелище обалденное в мин 25 садилось около 40 бортов всех мастей в основном траспортники с дембелями,а потом мы ушли на карши
  • Роман
    03 дек. 2012 г., 21:35:58
    Ответить
    Всем спасибо!
    Друзья, всем спасибо. И за поддержку и за критику :) С двигателями Ту-154 тут небольшая путаница получилась. Я имел в виду в сравнении с Ту-134!
    • Alexey
      06 дек. 2012 г., 20:57:04
      Ответить
      Роману
      Да поняли мы про третий двигатель ;) Мог бы просто сказать про ВСУ (вспомогательную силовую установку), торчащую над соплом второго под хвостом и всё бы срослось - формально-то их четыре! ;)
  • Денис
    01 окт. 2013 г., 21:52:09
    Ответить
    Когда - то давно, в школьные годы я и мой друг проникли на взлетную полосу аэропорта в усть-цильме, чтобы сфотографировать самолет (частный) типа "Сесна", одномоторный, на котором прилетел какой то тип из Швеции.....Снимали на "Смену".Потом улепётывали от сторожа, только пятки сверкали)..Тогда мы не знали, что это называется planespotting//А фото (черно - белое) получилось не плохим.
  • 888
    11 окт. 2013 г., 14:42:38
    Ответить
    888
    МОЛОДЦЫ РЕБЯТА!РЕСПЕКТ!НРАВЯТСЯ ЛЮДИ ЧЕМ ТО УВЛЕЧЁННЫЕ!НАДЕЮСЬ,ВАША ЗАТЕЯ БЕЗОПАСНА ДЛЯ ЛАЙНЕРОВ И ИХ ПАССАЖИРОВ..А ТО САМ ЧАСТО ЛЕТАЮ)))ФОТО ПОНРАВИЛОСЬ.ОСОБЕННО "РЫЖЕЕ",НА КОТОРОМ ЛАЙНЕР С "ХВОСТАМИ"!М О Л О Д Ц Ы !!!
  • 888
    11 окт. 2013 г., 14:51:15
    Ответить
    888
    ПОСМОТРЕЛ ФОТОГРАФИИ НА УКАЗАННЫХ В ССЫЛКАХ САЙТА.ДА..ДЕЙСТВИТЕЛЬНО..ЗАВОРАЖИВАЕТ!КРАСИВО!ЧТО ТО ЕСТЬ В САМОЛЁТАХ ПРИТЯГИВАЮЩЕЕ.РАНЬШЕ НЕ ЗАМЕЧАЛ.СПАСИБО,РОМАН!ОТКРЫЛ ЗЕМНОМУ ГЛАЗА В НЕБО!)))