В столичном театре оперы и балета дали «Куратова»
С премьеры национальной оперы «Куратов» в пятницу открылся в Сыктывкаре 52-й театральный сезон. После того, как зрители уселись на свои места, в зал пришел глава РК. Владимир Торлопов занял vip-место и ждал приглашения на сцену, где находились министр культуры региона Владимир Юрковский, руководители театра Валентина Судакова и Ия Бобракова, председатель союза композиторов Коми Михаил Герцман, а также автор музыки к опере «Куратов» Сергей Носков.
Опера "Куратов" прошла на ура. Фото Николая Антоновского
- Вы присутствуете на великом событии в культуре нашей республики!- пафосно обратился к зрителям Владимир Юрковский.
Михаил Герцман признался, что ему в числе прочих композиторов в свое время также предлагали написать музыку к либретто Альберта Ванеева:
- Я целый год мучился, но отказался. Потом был еще один композитор, которому была предложена эта опера, он тоже отказался. С тех пор прошло много лет, и это либретто передали моему ученику, которого я учил в музыкальном училище на факультативе композиции. Молодой человек решился. И вот – премьера. У любого композитора есть такая тайная мысль: если опера понравится публике – какая у нас замечательная публика! Если не понравится – ну где ей подняться вообще до этого! Я думаю, тут собрались люди грамотные, любящие свою культуру, - произнес спич г-н Герцман.
В ответ польщенная такой оценкой композитора публика одарила его шквалом аплодисментов. Сменивший г-на Герцмана Сергей Носков поприветствовал зрителей на четырех языках: коми, русском, английском и французском.
- Я знаю, что в зале присутствуют люди всех этих национальностей. Для краткости буду говорить на русском языке. Прежде всего, хочу сказать слова благодарности главе республики Коми за оказанное доверие, министерству культуры Коми АССР и лично Юрковскому. Особую благодарность хочу высказать моей жене Эле, моей сестре Оле за поддержку и бесконечное терпение в то время, когда я писал эту оперу, - рассыпался в благодарностях г-Носков и завершил свое выступление низким поклоном.
На десерт Ия Бобракова пригласила на сцену «самую главную поддержку премьеры» - Владимира Торлопова.
- Хочу сказать правду, - начал откровенничать глава, - я не понимаю, зачем меня пригласили сюда, чтоб я что-то сказал. Вы так красиво тут все говорили, особенно Михаил Львович, который просто запрограммировал весь зал на бурные аплодисменты. А фактически, вот эти две молодые дамы (Ия Бобракова, Валентина Судакова - БНКоми) однажды оказались в нужное время в нужном месте. Они много и долго мне чего-то рассказывали, и интересного, и не очень интересного, я их внимательно слушал. Потом спросил: сколько? Они мне, помявшись, ответили. Я сказал: хорошо. После этого они договорились с Сергеем Алексеевичем, и наш английский денди коми происхождения сделал свое дело.
Исполнив свою почетную миссию, губернатор удалился за кулисы и исчез в неизвестном направлении. Сергей Носков занял место в зрительном ряду.
Когда занавес открылся, взорам зрителей предстал исполняющий роль поэта Михаил Журков в пижаме. Разыгрываемое на сцене действо происходит в наши дни. Суть его такова. Современный автор пишет оперу об Иване Куратове, но вдохновения все нет. На помощь творцу приходит муза. Создатели «Куратова» явно задумывали окончательно сломать стереотипный образ этого эфемерного существа, наделив сыктывкарскую музу характером бесенка, облачив в черный блестящий костюм и вложив в ее руку мундштук. Героиня Светланы Мерзловой в течение всей оперы подсказывала поэту свежие решения. Первое из которых - показать зрителю 10-летнего Ваню Куратова, уезжающего в Яренск на учебу. На сцене на самом деле появляется маленький мальчик, а не загримированный взрослый (взрослого Куратова играет Анатолий Измалков - БНКоми). Лауреат премии детских хоров России Никита Лебедев исполняет партию Ванечки. Он и несколько десятков мальчиков детской хоровой школы в образе деревенских детей своими звонкими и нежными голосками умилили публику.
Далее по сценарию следуют веселые и печальные сцены, развиваются три любовные линии и разыгрываются две смерти. Иван Куратов в ходе оперы борется за свободу коми языка, тревожится за судьбу родного края и умирает, осознавая себя бессмертным поэтом.
21 век с поэтом и музой периодически вливаются в декорации 19 века, внося некий элемент фантастики. Часть либретто исполняется на русском языке, другая - на коми.
Некомиязычным зрителям оставалось вчитываться в программку, ловить знакомые слова и следить за эмоциями героев, по которым часто было понятно, что происходит на сцене. Одним из тех зрителей, кому не нужен был переводчик, оказался Себастьян Каньоли. Француз, который самостоятельно через интернет выучил коми язык и сейчас плотно изучает культуру северного региона.
- Люблю оперы и коми язык, сегодня это соединилось. Я пишу докторскую диссертацию в целом о театре, меня также интересует коми литература. Сюжет о Куратове – круг моего интереса. Музыка оперы разнообразна, два языка, особенно мне понравились веселые сцены ярмарки, - признался он.
Интернационал премьере также обеспечили гости из Лондона: супруга г-на Носкова и бывший директор драмтеатра Леонид Кочанов.
По окончании оперы зрители щедро одарили аплодисментами вышедших на поклон артистов. Более того, Никите Лебедеву, исполнявшему роль маленького Вани Куратова, достались конфеты, взрослым актерам - цветы.
Отдельно на сцену была вынесена корзина с цветами от главы республики.
- Автора! – скандировала публика.
Сергей Носков сорвался со своего места в зрительном зале и побежал к сцене. Ничего не в силах выговорить, композитор несколько раз низко раскланялся перед публикой. Бурные аплодисменты зрителей прервал вице-спикер госсовета Коми Валерий Марков, который маялся на сцене с букетом цветов, микрофоном в руках и желанием что-то сказать. В своем спиче депутат отметил важность события и сообщил о том, что опера ждала своих исполнителей почти сорок лет.
Финальным аккордом премьеры стало выступление художественного руководителя театра Ии Бобраковой.
- Я ждала этого момента 25 лет. И судя по вашему приему и вашим аплодисментам, я понимаю, что спектакль будет жить. Вы ведь всё поняли?! - с надеждой в голосе обратилась к публике худрук.
Утвердительно покивав головами, зрители начали вставать со своих мест. А воодушевленная Ия Петровна говорила, говорила и говорила, пока занавес совсем не закрылся.
Комментарии (37)
Я была - по пригласительному. А чё, хорошая опера. Хоть я и не все по-коми поняла.
---------------------
Внучка! А ты как вообще отличаешь хорошую оперу от нехорошей?
Приведи пример плохой оперы.
нахаляву и уксус, то есть "куратов", сладок.
Да, еще одно замечание - очень длинная сцена прощания с другом Пашей...
Сейчас оказалось, что сюжет вообще не важен. Главное - чтобы была национальная ОПЕРА. Надо же хоть чем-то гордиться, пусть даже высосанным из пальца (посмотрите, мы тоже цивилизованные люди, у нас есть ОПЕРА). Да и чиновники довольны (особенно коми-националисты): кинуть культур-кость коми-народу стоимостью всего-то в 1 млн.руб. гораздо легче и дешевле, чем обустраивать коми-деревню и заботиться о вымирающем народе.
Сергей Носков оказался более покладистым, видимо долгая жизнь в мире чистогана научила его не заморачиваться тонкостями, а ковать money не отходя от театра и сцены. Да и нужда, думаю, давит.
Галина Бобракова (МС - "Симфонии в Лондоне нынче никому не нужны") описывала жизнь Носкова в Англии почти как страдания талантливого коми-композитора на чужбине, чья серьёзная музыка не находит применения в мире бездуховности.
Но Носков, почему-то, упорно не покидает постылую чужбину и на благодарную родину не стремится. Написать что-нибудь - это можно, если заплатят: бизнес есть бизнес, но жить в Коми, дышать воздухом родного края, о любви к которому Сергей так много говорил, - увольте.
Зрители будущие, не верьте гнусному очернителю!
Зрители, уже ходившие на оперу (я в том числе), видели и слышали, что всё было замечательно.
Между прочим, двухэтажные "коттеджи" были не редкостью в северных деревнях.
А тот, кто придирается к театру, его не любит. Не принимает условностей театра, не прощает ему неизбежного и очаровательного несовершенства. Но зачем тогда в этот самый театр ходит?..
И еще, очень жаль, что муза и поэт говорили на русском. Опера не получилась абсолютно коми. А в финале, когда этот дуэт(муза и поэт) бросают Куратова в кресло и "выключают" его, то появляется мысль, что я наблюдал то, что наблюдал всю жизнь - старшие товарищи открыли музыкальную шкатулку, вытащили кукольных коми людишек, дали им поиграться и закрыли обратно. Миллион отработан - спим куклы дальше.
Либретто дрянь, а вот музыка Носкова гениальна
Приведи пример плохой оперы.
==========================
Это когда Байрон поет не в полный голос, чтобы было хоть чуток слышно какую-то девицу, поющую с ним. Знаю, что говорю, слыхивала
Носков - душка, милый парень. Герцман - ч**ки-ч**ки))) Бобракова надоела, Глава нес охинею, Юрковский двух слов связать не мог.