00:59, 08.06.2007 / ЭКОНОМИКА

В Коми пьют критически много. По крайней мере, так считает Всемирная организация здравоохранения

9 вопросов рассмотрели сегодня члены комиссии по вопросам обеспечения качества и безопасности алкогольной продукции и деятельности розничных рынков на территории Коми. В ходе заседания члены комиссии узнали, что в среднем житель Коми потребляет 11,5 литров горячительного в год. Мнения разошлись, - кто-то считал, что это чересчур, кто-то успокаивал тем, что на фоне остальных субъектов республика у нас умеренно выпивающая. К единому знаменателю стороны так и не пришли. Затянувшаяся дискуссия настолько утомила одного из участников, что он уснул в своем кресле безмятежным детским сном.

 

Председателем комиссии является заместитель главы РК Вячеслав Гайзер, который и открыл совещание. Напомнив, что члены комиссии в этом году собираются уже второй раз, г-н Гайзер предложил руководителю службы РК по лицензированию, а по совместительству заместителю председателя комиссии Сергею Усачеву доложить, выполнены ли поручения, оформленные на предыдущем совещании.

Г-н Усачев вкратце доложил, что все запланированное выполнено. Из всего доклада Вячеслава Гайзера особо заинтересовал лишь один пункт – Минэкономразвития должен был совместно с пресс-службой главы и правительства РК проработать систему освещения борьбы с некачественным алкоголем в СМИ республики.

- Получается, что Минэкономразвития только представил в пресс-службу информацию, - недоуменно и одновременно укоризненно заметил замглавы. – А в СМИ было освещение? Я, например, за все это время только одну заметку в газете видел.

- Было, - успокоила заместитель министра экономического развития Марина Пономарева.

Заместитель территориального управления Роспотребнадзора по РК Владимир Курбанов рассказал, что его ведомство проверило три оптовых фирмы, занимающихся поставками алкоголя в розничную сеть: ООО «Продторг», которое оштрафовано на 100 тысяч рублей, печорский филиал фирмы «Криптон» (штраф 10 тысяч) и воркутинскую компанию «Эльдорадо» (штраф 5,5 тысяч рублей). Г-н Курбанов отметил, что входной контроль алкоголя в республику производится не в полном объеме.

Вячеслав Гайзер заметил, что на заседание приглашены три директора оптовых фирм, но перед этим вновь дал слово Сергею Усачеву. Руководитель лицензионного органа констатировал, что за последние полтора года порядок движения алкоголя изменился и сейчас ответственность за качество продукции возложена на владельцев товара. По словам г-на Усачева, если оптовики имеют в штате специалистов по контролю за качеством, то в рознице этого вообще не предусмотрено, все контрольные функции возложены на товароведов, а у них явно не хватает знаний. После докладчик отметил, что на комиссию вызваны руководители трех фирм-оптовиков, которые по итогам этого года меньше всего сдавали товара в лаборатории для определения качества.

Выяснилось, что директора ООО «Винный погребок» и ООО «Экстра» приглашение благоразумно проигнорировали, чем вызвали гнев г-на Гайзера. Все внимание было переключено на смиренно сидевшего Мушека Микаэляна, директора ООО «Алкоснабсервис».

- Ни одной партии забраковано не было, - отбрыкнулся г-н Микаэлян и загадочно добавил. - Лучше на пару бутылок меньше, но качество лучше.

По словам руководителя «Алкоснабсервиса», до 80% продукции проверяется.

- Мы знаем, где заводы и их продукцию тоже знаем, - доверительно сообщил Мушек Микаэлян. – На себе проверяем качество.

Такие методы проверки не устроили руководителя Коми центра стандартизации и метрологии (ЦСМ) Станислава Мельника:

- Вот вы говорите, что все хорошо, а у вас партия в 5 тысяч бутылок водки забракована – брак, осадок.

- Жалоб от потребителей не было, - добродушно заверил его «обвиняемый».

Вячеслава Гайзера заинтересовал другой момент.

- Какой у вас штат? – внезапно спросил председатель комиссии.

- Все в одном лице, - ответствовал г-н Микаэлян. – Нас двое, я - директор и по совместительству главбух. И еще один.
- А кто у вас разгружает?! – поразился Вячеслав Гайзер.

- Нанимаем грузчиков, - в свою очередь удивился непонятливости г-на Гайзера директор «Алкоснабсервиса».

Кто-то (вроде даже г-н Усачев – БНКоми) воскликнул, что лицензия дается тем, кто может соблюсти все условия.

- Приходится увольнять, - засмущался Мушек Микаэлян. – Спились, спиваются…

Сергей Усачев напомнил, что когда «Алкоснабсервис» подавал документы на получение лицензии, то сообщал, что в штате есть специалист по контролю за качеством и грузчики. Видимо, г-н Усачев пропустил ценное сообщение, что все штатные работники оптовой алкогольной фирмы давно уже «спились» или «спиваются».

- Сергей Анатольевич (Усачев – БНКоми) имеет в виду, что так недолго и надорваться (особенно, если проверять качество продукции «на себе» - БНКоми), - перевел Вячеслав Гайзер.

Мушек Микаэлян, кажется, сто раз пожалел, что пришел на разбор полетов. Как только стали обсуждать следующий вопрос, он мгновенно покинул зал и Желтый дом вообще.

Заместитель министра здравоохранения Зинаида Косова с трибуны долго пугала членов комиссии информацией о состоянии смертности в Коми от алкогольных отравлений. По данным, которые г-жа Косова почерпнула в органе статистики, на одного жителя республики в год приходится 11,5 литров выпитого алкоголя.

- По данным Всемирной организации здравоохранения критической является норма 8 литров, - авторитетно заявила заместитель министра.

Тут еще выяснилось, что статистику как назло портят даже женщины, которые «квасят» в 1,7 раза больше, чем российские женщины, проживающие за пределами Коми.

- Ежегодно около 500 человек умирает от отравлений алкоголем, - поведала Зинаида Косова. – Особенно нас волнует смерть людей трудоспособного возраста. В 2006 году 419 человек трудоспособного возраста умерли.

Корреспонденту БНКоми впервые пришлось услышать про столь чудовищное разделение умерших людей – на тех, кто мог работать и на тех, кто свое «уже отработал». Впрочем, медики всегда отличались профессиональным цинизмом.

Г-жа Косова между тем добивала присутствующих тем, что при вскрытиях часто не ставится диагноз «хронический алкоголизм».

- Как правило, пишут – заболевания печени, - сокрушалась дама от административной медицины. – Циррозы алкогольной среды.

Когда Зинаида Косова перешла на живых людей и поведала, что ежесуточно в Коми задерживается по 25 выпивших водителей, нервы сдали у Вячеслава Гайзера.

- Прошу прощения, у вас много еще? – не то взмолился от правды жизни, не то хотел сдержать докладчицу в рамках регламента г-н Гайзер.

- Две минуты, - не стала щадить председателя комиссии Зинаида Косова.

Напоследок г-жа Косова говорила о формировании здорового образа жизни на всех уровнях – от школы до семьи. И рекомендовала сделать что-нибудь для запрета рекламы пива и ограничения по времени продажи алкоголя. Как в советские времена.

- После вашего доклада возникает желание не контролировать оборот алкоголя, а ограничить его, - поежился г-н Гайзер. – Все приведенные цифры говорят, что у нас вал идет. Хотелось бы реальных предложений по снижению алкоголизации. Сколько бы мы ведомственных приказов не выпускали, ими народ от алкоголя не отвратим.

- Статистика у нас не на должном уровне, - внезапно подал голос Сергей Усачев. – Вот прозвучало из доклада, что по среднестатистическому показателю у нас почти 12 литров выпивают, а по России – 10. Я изучал. В целом по российским республикам – 12,8. Это там, где оборот легальный. А вот в Чечне показатели, в Кабардино-Балкарии – 0 литров. Это означает, что там нелегальный оборот.

На основании озвученных им данных г-н Усачев сделал вывод: «Регион у нас не сильно пьющий».

- Сергей Анатольевич! Это хорошо, что статистика ошибается, но 12 литров критически много, - никак не мог оправиться от страшного доклада Зинаиды Косовой Вячеслав Гайзер.

После чего ровно на предполагаемой половине заседания руководитель комиссии ушел, поручив продолжить за себя Сергея Усачева.

По предложению Владимира Курбанова Сергей Усачев внес в протокол предложение о выходе субъекта с законодательной инициативой о запрете реализации непищевой спиртосодержащей продукции. В прошлом году депутаты госсовета безрезультатно такую инициативу уже проявляли, однако члены комиссии, видимо, об этом не знали.

Представитель МВД в свою очередь похлопотал о законодательной инициативе, которая бы позволила работать с пьющими подростками принудительно.

Заместитель руководителя управления федеральной налоговой службы РФ по РК Ирина Сакланова рассказала о взаимодействии с линейными отделами внутренних дел, сотрудники которых сообщают в налоговое ведомство обо всех ввозимых на территорию республики партий алкоголя. Однако есть и проблема. В качестве примера г-жа Сакланова сообщила, что милиционеры 7 мая просигнализировали, что предприниматель Алиев привез в Сыктывкар 17 тысяч 500 килограммов «Трои». Уже 10 мая налоговики нагрянули на склад г-на Алиева и ничего там не обнаружили.

- Прошу поручить МВД подключиться к данному вопросу, он не мог за три дня продать такое количество спиртосодержащего напитка, - изложила свое видение бизнеса г-на Алиева г-жа Сакланова.

Представитель налоговой посетовала, что транспортная милиция работала бы эффективнее, если бы хотя бы на один отдел приходился спецприбор, определяющий фальсифицированные акцизные марки на бутылках.

- Визуально установить их подлинность невозможно, - поведала Ирина Сакланова. – Все упирается в финансовый вопрос. Один прибор стоит три с половиной тысячи.

- Евро? – поинтересовался бесконечно далекий от народа Сергей Усачев.

- Нет, рублей, - обнадежила дама из налоговой. – Мы можем сами купить эти приборы, поставить их на баланс у себя и передать в аренду милиции, если в бюджете республики не найдется на это денег.

Начальник Сыктывкарского ЛОВДТ чрезвычайно обрадовался такому подходу и долго благодарил Ирину Сакланову за понимание.

И.о. начальника отдела милиции по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнению административного законодательства МВД РК Олег Зуев доложил, что в апреле в адрес главы Коми было направлено предложение, суть которого заключается в создании резервного фонда. Из этого фонда милиционеры надеялись поощрять граждан, которые бы сообщали о незаконных фактах оборота наркотических и психотропных средств. Глава ответил отказом, сославшись на то, что такие вещи надо планировать заранее. Милиция надеется протолкнуть инициативу на 2008 год.

Рутинные выступления членов комиссии убаюкивающе подействовали на руководителя Коми ЦСМ Станислава Мельника. Под разговоры о борьбе с левым алкоголем г-н Мельник впал сначала в дрему, а затем в здоровый безмятежный сон. Первым на это обратил Владимир Курбанов, который шепотом призывал коллегу по комиссии проснуться. Однако г-н Курбанов сидел далеко от спящего. Один из журналистов почувствовал себя хозяином положения. Он подошел к Станиславу Мельнику и несильно потряс его за плечо. Проснувшийся выглядел слегка ошалелым, и даже отказался выступать, сообщив, что передаст заготовленный текст куда надо.

В ходе совещания комиссия также обсудила вопрос о создании в Коми розничных рынков. Раньше их было более ста, однако после выхода президентского указа, где четко прописано, каким должны быть рынки, многие владельцы решили переименоваться в торговые комплексы. Была озвучена информация, что розничных рынков останется 49 – к такому выводу пришли в Минэкономразвитии.

Последним вопросом значилось заслушивание информации о нелегальном производстве омывателей и стеклоочистителей автомобильных стекол, произведенных на основе ядовитого метанола. Владимир Курбанов быстро доложил, что на территории Коми предприятий, изготавливающих такой продукт, не существует, а проверки авторынков показали, что со стеклоочистителями у нас все в порядке. Зачем данный вопрос включили в повестку дня осталось загадкой.
             

1220

Комментарии (1)

Добавить комментарий
  • белка
    09 июня 2007 г., 16:14:04
    Ответить
    Государство борется с самим собой
    Государству выгодно, чтобы народ пил о покупал спиртное. Чем больше пьют - тем больше налогов в казну. Вопрос только в том, чтобы эти деньги шли государству, а не левым дельцам. И какая разница, от чего человек умрет - от алкоголизма, вызванного долгим потреблением легального алкоголя, или от \"паленки\". Так что я воспринимаю мероприятия, подобные вышеописанному, как борьбу государства с самим собой. Цинично, но это так.