"Цифровой век" выступил за цифровизацию и цифровую переподготовку региона
Крупнейшая веб-студия региона в своем блоге изложила свое видение цифровизации республики. Представляем вам размышления без купюр. Источник - блог Cvek.
Ни для кого не секрет, что Россия в целом и Республика Коми в частности сильно отстаёт от развитых стран технологически (во многих сферах), уровню компьютеризации, роботизации и т.д. Вполне естественным в такой ситуации является желание догнать и перегнать. Как нам кажется, на уровне государства проблему пытаются решать самым очевидным и популистским способом: установка новейшего оборудования, повальная компьютеризация и интернетизация школ, внедрение систем электронного документооборота. Но почему-то проблема остаётся: микроскопами забивают гвозди, на уроках информатики дети играют в компьютерные игры, а параллельно с СЭДами продолжают носить бумажки по кабинетам. Быстрый технологический скачок не получается сделать в первую очередь из-за человеческого фактора, основной тормоз в нас в людях.
Проблемы и факты
Начать стоит со школ. Большинство сотрудников нашей студии ещё не позабыли уроки информатики. Компьютеры завезли, интернет провели, а обучать некому. В результате компьютерную грамотность преподаёт кто попало: учитель физики, математики, а иной раз и трудовик. А откуда этим учителям иметь знания в области компьютеров, ведь в их молодости ЭВМ были совсем другими. В результате, на уроках информатики в лучшем случае дети изучали ворд и эксель, а в худшем просто играли в сетевые игры. В данный момент ситуация в школах вряд ли в корне изменилась (особенно в деревнях).
После школы большинство выпускников, как и полагается, пытаются поступать в ВУЗы. Количество преподавателей способных обучать компьютерной грамотности крайне мало. Специальность «Информационные системы» есть во всех ВУЗах Сыктывкара, потому что республике Коми нужны ИТ-специалисты, а толковых преподавателей 1-2 на весь ВУЗ, знания остальных морально устарели. Но преподавателями дело не ограничивается, первокурсники (многие из которых из районов и деревень) тоже оказываются не готовы к приёму «серьёзных» знаний: первый курс приходится знакомиться с азами, которых не дали в школе. Из-за повальной неготовности студентов, изучение многих серьёзных ИТ-дисциплин превращается в формальное зазубривание. Те выпускники, которые в последствии становятся серьёзными ИТ-специалистами (которыми так любят гордятся ВУЗы), на самом деле являются единицами, сумевшими самообучением и усидчивостью добиться высоких результатов.
Ситуация с выпускниками вполне закономерная: абсолютное большинство как пришли без знаний, так и выпускаются не готовые к трудовой деятельности по специальности. Из тех, кто всё-таки пошёл работать по специальности, большинство становятся сисадминами, потому что умение менять картриджи и переустанавливать Виндоус способны осилить многие даже без высшего образования. Серьёзных ИТ-специалистов, обладающих знаниями и опытом, в Сыктывкаре очень мало. Большинство организаций (и наша студия в том числе), испытывающих потребность в таких людях, просто обучают ИТшников самостоятельно.
А что же происходит в обычных фирмах и госорганах? Наша веб-студия, в силу исторических обстоятельств, большую часть обмена документов с контрагентами (счета, договоры, заявки на исправление ошибок) производит посредством электронной почты, а не по факсу. Во многих организациях всё ещё электронной почтой умеет пользоваться только сисадмин и секретарь. Обучая людей системе администрирования сайтом, нам зачастую приходится рассказывать, что такое браузер и адресная строка. Катастрофическая компьютерная безграмотность наблюдается у людей старше 40 лет. Автоматизация многих предприятий упирается в человеческий фактор и сводит к нулю эффект от внедрения новейших электронных систем.
Что делать?
На наш взгляд, проблема скрывается в компьютерной безграмотности трудоспособного населения. Безусловно, постепенно ситуация исправляется, но это нельзя назвать рывком, который позволит сократить отставание от развитых стран.
Одной из мер могли бы стать центры переподготовки и образования, финансируемые государством. Наверняка, многие фирмы согласились бы бесплатно направить своих сотрудников для повышения компьютерной грамотности, что привело бы к заметному повышению эффективности их работы, а на предприятиях гораздо успешней можно было производить процессы автоматизации. Обязательное обучение уже преподающих информатику учителей могло бы исправить ситуацию в школах и по цепочке в ВУЗах.
Комментарии (24)
Пылесос ведь тоже техника и ничего работает!!!!!
"Серьёзных ИТ-специалистов, обладающих знаниями и опытом, в Сыктывкаре очень мало"
А это что за перл ?
>> Одной из мер могли бы стать центры переподготовки и образования, финансируемые государством.
Не будет такого. Вот специалисты из Цвека, если радеете за этот вопрос, зайцмитесь, откройте бесплатные курсы по повышению грамотности, как Вы тут написали. А так в остальном 90% популизм + откройте центр на госденьги, мы за эти деньги покажем где кнопочка пуск.
Как было сказано - В России любой школьник может работать либо уборщиком либо программистом.
А если серьезно то хороших специалистов действительно не много, так было есть и будет.
агромадные пошлины на высокотехнологичное оборудование (те же компьютеры)
результат - цены на компьютерном рынке, и последуюшее их внедрение в промышленность, науку, школу, быт
развитие сети высокоскоростного интернет
все отдано монополисту - ростелеком, осушествляюшему междугороднюю связь
результат - жизнь в железном веке, связи путной нет, до сих пор пользуемся факсами, телефонами - ужос
вместо этого нашн придурковатое правительство решило развивать цифровое ТВ
каму оно нужно???
при высокоскоростном доступе в инет автоматом умирают - телевидение, бумажные газеты/журналы, проводная телефония
появляется доступ к высококласному обучению (не бесплатно понятно - хотя тут как раз для государства простор и обучение бесплатное становится в тысячи раз дешевле)
Пустой базар, ничего конкретного
Простите им все высказывания невпопад, ну и глупости всякие простите им...
Хочется им как-то пропиариться... вот и "прыгнули" на модную тему. Хотя ребята кочено креативные и уж наверное есть какая-нить перспектива.
Вот только не надо "впереди паравоза" да с ветром в голове...
Вообще-то это эникеи. Сочувствую конторе, если у них это считается сисадминством.
Для начала использование текстовых и табличных редакторов (не обязательно майкрософтофских) плюс электропочта и интернет серфинг (страницы, закладки, поиск, умение сохранять объекты из браузера и т.д.)
Админа поставить курировать этот вопрос. Админ каждый месяц предоставляет отчет, за кем сколько "косяков". Например Иванов десять раз вызывал админа, т.к. не мог сохранить/напечатать/отредактировать документ. Соответственно Иванова - на аттестацию. Если опять косяки - не получает премию. Т.к. отвлекает админа от прямых обязанностей.
а так нет потребности дык и не делается ничего, застой
кто поумнее уезжают, я многих знаю кто уехал
появится потребность, появятся деньги
будут приезжать
лажа это всё
Вопрос 1: пройдёт ли админ аттестацию?
Вопрос 2: кто останется в результате аттестации на рабочем месте - системный администратор или эникей-подай-принеси?