14:09, 12.10.2010 / ОБЩЕСТВО

Творческая общественность Коми выпустила пар

Творческие союзы республики собрались в Сыктывкаре в третий раз. На III конференции, организованной, как и две предыдущие, советом председателей творческих союзов под руководством Бориса Мая, ругали и критиковали власть, вспоминали фашизм, говорили о будущем творческой индустрии и даже читали стихи на злобу дня. Деятелям культуры в этот раз внимали статусные представители власти – заместитель главы Коми Константин Ромаданов и министр культуры Владимир Юрковский. Участники конференции уже на этой неделе сформулируют основные тезисы резолюции, которую доведут до сведения общественности и правительства Коми. В основном она будет посвящена проблемам перехода учреждений искусства в «автономки».

 

KIR_4475.jpg

Деятели культуры и искусства вновь поставили перед представителями власти неудобные вопросы. Фото Кирилла Затрутина

 

- Мы очень устали от того, что мы на кухне очень много говорим о том, как все плохо, как все ужасно, выпиваем, ссоримся и так далее. Но это все на кухне. Вот сейчас перед нами сидят пресса, замглавы республики, спасибо, пришел министр культуры. Говорите то, что вы хотите, - призвал творческих людей ответственный секретарь конференции Борис Май.

 

KIR_4437.jpg

 

Первой поговорить о тревогах и надеждах, связанных с переводом учреждений культуры в автономные – заглавной темой встречи, – вызвалась директор государственного театра оперы и балета республики Валентина Судакова, которая еще до принятия федерального закона об автономных учреждениях в 2006 году участвовала в его обсуждении заинтересованными сторонами: общественностью и представителями власти.

- Какие опасения есть у руководителей театров при переходе к статусу автономного учреждения? Они связываются с возможностью потери части имущества в момент перехода и уменьшения финансирования, - заметила Валентина Судакова. - Так вот при создании автономного учреждения путем изменения существующего типа государственного или муниципального учреждения не допускаются уменьшение или изъятие имущества, в том числе денежных средств, которые закреплены за учреждением. Что касается угрозы сокращения финансирования театра из бюджета, то такая опасность есть всегда, и связана она с тем, какие средства на культуру и искусство предусмотрены в бюджете Российской Федерации, региона.

 

KIR_4444.jpg

 

Директор театра поделилась с коллегами и другими своими соображениями о работе в режиме новой организационно-правовой формы с присущей ей самостоятельностью и использованием инструментов рыночной экономики – маркетинговых технологий.

По ее мысли, многие идеи творческих личностей так и остаются не реализованными, потому что такие люди не могут их достойно подать в условиях конкуренции на рынке услуг.

- Потребитель стал независим, он отказывается от обычных предложений, все большая роль отводится эмоциональной стороне потребления. Формируется альтернативный культурный сектор творческой индустрии, - поведала Судакова. - Нам придется учиться жить не в условиях бюджетного финансирования, а в условиях культурных рынков. Переход учреждения в статус автономного автоматически делает его предприятием творческой индустрии. А это, в свою очередь, расширяет возможности производства творческой продукции на коммерческой основе.

По ее словам, пришло время формировать программу развития культуры и творчества, которая позволит сделать эту область не затратной, а производительной. Между тем для того, чтобы этот сектор экономики стал конкурентоспособным и привлекательным, нужны стартовые вложения со стороны государства и руководства региона.

На импровизированной сцене Валентину Судакову сменил председатель Союза композиторов Коми Михаил Герцман, который сухому и деловому стилю предпочел иронию и образы:

- Когда раньше нам государство говорило, о чем писать, это были привычные правила игры. Сейчас случился крутой поворот – можно писать что угодно и как угодно, государства можно не бояться. Государство теперь смотрит одним глазом на наше материальное существование. А вот тот глаз, который должен смотреть на духовную нашу жизнь, - прищурен. Такой странный и обидный прищур очень смущает.

Как оказалось, композитор в корне не согласен с выданным ему в республиканском министерстве культуры тезисом «искусство должно зарабатывать». По его словам, подтверждений этого в истории нет, наоборот, в искусство всегда вкладывали, в том числе многочисленные меценаты.

 

KIR_4453.jpg

 

- Мы спрашиваем: «А как нам окупиться?». В ответ, во всяком случае, я помню такую цитату, по-моему, крайне оскорбительную: «Вы должны оправдывать свое существование». Я начал вспоминать биографию Шостаковича и не вспомнил ни одной его платной услуги населению. Мы не умеем оказывать другие, не свойственные нам услуги, композитор – пишет музыку. Получается, мы должны отказаться от божьей искры, от своей профессии, от своего художественного и творческого опыта. Есть такие организации – концлагеря, и можно заставить заниматься общественно-полезным трудом. Но вот сейчас вроде как и не модно расстреливать, - засомневался Михаил Герцман.

Сложившуюся ситуацию он охарактеризовал как «отторжение искусства от государства». Другое изречение под названием «Михаил Герцман. Из позднего» он подарил публике: «Говорить о самоокупаемости искусства, это то же самое, что говорить о самовыкапываемости картошки. Нет такого искусства, и нет такой картошки». В развитие этого тезиса выступила писательница Марина Плеханова:

- Если говорить о самоокупаемости, я бы подняла вопрос о самоокупаемости правительства.

Когда композитор заговорил об идее создания совета по культуре при главе республики, предложенной властями, министр Владимир Юрковский и замглавы Константин Ромаданов заметно заерзали на своих стульях. Михаил Герцман поначалу заявил, что не собирался обсмеивать эту идею, назвал ее абсолютно нормальной и даже предложил делегировать в состав совета по одному представителю от каждого творческого союза региона.

- Вообще, необходимость в совете – это когда официальная структура не очень четко работает. Почему мы и оказались в таком странном положении, потому что одним из первых реорганизаторских моментов у нас в министерстве стало упразднение отдела профессионального искусства. Революционно? Революционно. Хорошо? Думаю, не очень, - между прочим отметил Михаил Герцман и получил взамен аплодисменты поддержки коллег и достаточно сдержанные – от представителей власти.

Председатель регионального отделения Союза художников России Роман Бендерский в своем докладе прошелся по другим проблемным моментам. Как он утверждает, власть не может найти критерии оценки труда людей творческих профессий. К закону о культуре в части изобразительного искусства он предложил ряд поправок и дополнений. В числе их оказались положения о том, чтобы предусмотреть обязанность крупнейших коммерческих структур отчислять два процента от прибыли в бюджет республики на развитие изобразительного искусства, а также финансировать соответствующим органом власти проведение региональных и общероссийских выставок один раз в четыре года. Особенно Роман Бендерский выделил пункт о переводе творческих мастерских на баланс республики и передаче художникам в безвозмездное пользование с условием погашения суммы, потраченной регионом на содержание в течение календарного года. «Оплачивать» эти расходы председатель творческого союза предлагает произведениями искусства, которые будут отбираться специальной комиссией в фонд Национальной галереи Коми.

Председатель Союза мастеров декоративно-прикладного искусства Коми Артем Чичкарев, выступая, отметил, что рынок захлестнула волна подделок под народное искусство, искажается не только художественная составляющая сувенирной продукции, но и техническое качество ее изготовления. «Циничным» он назвал тот факт, что нишу традиционного искусства на протяжении последних лет занимают «непрофессионалы–фальсификаторы». По его словам, возглавляемый им союз продолжает активную выставочную деятельность, сохраняя высокую планку качества работ, но это кажущееся благополучие не может продолжаться долго – внутренние резервы исчерпаны почти полностью.

Перспективы развития народных художественных промыслов Артем Чичкарев увидел в создании республиканского центра ремесел с филиалами в районах Коми под эгидой республиканского минкультуры и в сотрудничестве с минэкономразвития региона. Информацию о деятельности подобных центров в России там уже собирают, а в ближайшем времени рассчитывают составить бизнес-план. Для подтверждения состоятельности проекта предлагается запустить экспериментальную общественную мастерскую, которая будет иметь в своем составе мастеров разных видов декоративно-прикладного искусства.

- Присутствуя на таких мероприятиях, я постоянно чувствую неловкость, потому что вроде бы в миру сложилось впечатление, что архитекторы все в шоколаде и чего они тут ходят и пытаются подвывать, - сообщил присутствующим председатель Союза архитекторов Коми Леонид Федосов. - Но на самом деле, если смотреть по-архитектурному глубоко и далеко, получается, что мы являемся свидетелями утраты такого уникального российского явления как градостроительная культура.

Леонид Федосов выступил за принятие «своего» регионального закона о государственной поддержке творческих работников.

С острым обращением «Чего добиваетесь, господа?» к властям вышел художник Владимир Осипов. Он читал по бумаге о том, что у работников министерства культуры только одна задача – усидеть на своих местах, отметив феномен «активного бездействия» чиновников, а также о том, что за последние 20 лет при содействии ведомства не создано ни одной картины.

- Нас решили убить рублем, а на искусство наплевать. Предположим, нас эти господа убьют, да нам и так немного осталось, Союз художников - почти поголовно пенсионеры. Но ведь за нами никого нет. Знаю, что такая ситуация и в других союзах. Молодежь не идет в профессиональное искусство, видя, в каком положении находимся мы, - с прискорбием констатировал Осипов.

 

KIR_4466.jpg

 

В продолжение неприглядной картины руководитель национального музыкально-драматического театра республики Светлана Горчакова достаточно эмоционально убеждала коллег, что сейчас театры выживают «непонятно на что». Она назвала «катастрофой» существующее в республике положение вещей, при котором на культуру выделяют 0,69 процента от ВВП, при том, что в законодательстве предусмотрено финансирование культуры в размере шести процентов. Светлана Горчакова предложила довести цифру хотя бы до двух процентов.

На все упреки и критику министр культуры республики Владимир Юрковский ответил просто и без эмоций, поблагодарив за обозначенные проблемы.

- Эти проблемы не возникли сегодня. Вы говорите: 20 лет, 40 лет. Они назревали. И именно по поручению главы республики сегодня разрабатываются министерством и концепция развития отрасли «Культура» до 2020 года, и долгосрочная республиканская целевая программа «Развитие культуры Республики Коми» на 2011-2016 годы.

- Опять про светлое будущее, - прозвучала реплика из зала.

- И про светлое будущее тоже. Если мы не будем с вами планировать, у нас не будет никакой работы. Предложений сегодня, к сожалению, прозвучало мало – больше критики и эмоциональных высказываний. Все разработки требуют времени, и мне нужно, чтобы вы делали свои предложения. Когда мы говорим, что отрасль «Культура» должна зарабатывать, это не говорит о том, что государство вас посадит только на самоокупаемость, но в любом случае труд оценивается по востребованности. Мы с вами должны быть востребованными, - подытожил министр.

Владимир Юрковский отметил, что уже 12 ноября на заседании правительства его министерство будет предлагать руководителю региона разработанные планы и концепции.

 

Дополнительные фото - в разделе "Фоторепортажи".

659

Комментарии (28)

Добавить комментарий
  • молодой специалист
    12 окт. 2010 г., 14:46:45
    Ответить
    Кто-кто, а вот Юрковский точно как чиновник невостребован вместе со своим наглым, хамским, глупым и безразличным аппаратом.
  • Сеня
    12 окт. 2010 г., 14:56:28
    Ответить
    АВтору
    Очень много букаФФ - надо быть героем публикации, чтоб это дочитать до конца. Пишите проще, господа: власть не удовлетворяют культуру!
  • Румба
    12 окт. 2010 г., 20:06:23
    Ответить
    Не будь быдлом-Ходи в театр!
  • 88
    12 окт. 2010 г., 20:07:33
    Ответить
    Господа, меня вполне устраивает то что я вижу и слышу с помощью современной техники - из любой точки мира, на любой вкус. На кой хрен мне ваша местячковая художественная самодеятельность за мой ( как налогоплательщика) счет? Если то что вы делаете будет востребовано - за это заплатят, а нет ... берите лопаты и копайте картошку. В кабаках пойте, в садики идите детишек учить и проч.. Почему я должен платить за ваше самовыражение? Меня убедите, а не руководителей РК !!
    Убедите, удивите, обрадуете - прийду и денег принесу и все у Вас будет нормально, таких как я в республики полмиллиона - дерзайте, по 200 руб в год с каждого ( один сеанс в кино) - это 100 млн.руб - Хватит побираться! Не умеете -учитесь, не хотите - ваши проблемы.
    • Jump
      13 окт. 2010 г., 6:55:29
      Ответить
      Видно ты любишь смотреть всякую хрень по тв и слушать попсу!
      А вдруг ты быдло,которому от природы не дано понять высокого искусства и т.д.,зачем тебя убеждать?
      Будь просто налогоплательщиком!
      • Leap
        14 окт. 2010 г., 0:43:40
        Ответить
        Если для тебя современная техника - это только телевизор и попса, то ты и есть быдло.
  • 123
    12 окт. 2010 г., 20:33:49
    Ответить
    на сайте http://komikz.ru/news/culture/?id=701 интересней идет дискуссия!
  • Гость
    12 окт. 2010 г., 21:03:32
    Ответить
    Ладно придумывать-ть, написал страницу целую - о футболе говорили, накроем Македонию ил нет...
  • мнение
    13 окт. 2010 г., 8:34:59
    Ответить
    верно поставленные вопросы,Минкультуры давно пора объединить с Миннацем.
  • бумеранг
    13 окт. 2010 г., 9:57:08
    Ответить
    любопытное явление - ни одного молодого лица. только чиновники более-менее молодые, а все деятели за 60 лет. о чем говорит? сами виноваты. к вам молодые приходили 10 лет назад, а вы их - в зад, мол, кто вы такие, мы - МЭТРЫ, нам вас даром не нать и за деньги не нать. а теперь кто вас из молодежи поддержит в ваших союзах? никто.
    • а вы их - в зад
      13 окт. 2010 г., 19:52:10
      Ответить
      Каво-та и в перед))))))))
  • Согласен с бумерангом
    13 окт. 2010 г., 12:23:28
    Ответить
    Срочно омолаживать отрасль, гнать старых пердунов, а то привыкли зряплату ни за что получать!
  • юрковскому респект
    13 окт. 2010 г., 12:30:57
    Ответить
    правильные слова о востребованности, только ведь эти чучела их не понимают - им бабло подавай только за их мнимую "гениальность"
  • налогоплательшик
    13 окт. 2010 г., 12:42:09
    Ответить
    герцману
    Наследники шостаковича до сих пор не бедствуют за счёт его авторских прав, а ты всё с бюджета (а это мои деньги)клянчишь, а за что - и сам толком сказать не можешь. требую ликвидации этой богадельни - союза творческих бездельников!!!!
  • Юноша
    13 окт. 2010 г., 13:55:17
    Ответить
    Правильно! Надо омолаживать отрасль! Не подскажете, где сейчас Банк коми спермы?
  • девушка
    13 окт. 2010 г., 14:02:16
    Ответить
    юноше
    ну ты и д****. Из культуры, наверное?
  • просто налогоплательщик
    13 окт. 2010 г., 14:06:43
    Ответить
    jampу
    а кто из этих сереньких шашкомахальщиков из союза имеет отношение к высокому искусству. Более быдловского быдла, чем работники культуры в коми я ещё не встречал. Сужу не только по комментариям, но и делам, которых нет
  • Алиса
    13 окт. 2010 г., 14:12:35
    Ответить
    творческая общественность спустила пар
    Ничего эти творческие союзы не делают. В Доме художников не было ни одной выставки. Все сдается коммерческим структурам. Где деньги? Я как налогоплательщик не согласна, чтобы государство оплачивала мастерские и закупало никому не нужные работы. Пусть уже хоть что-то начнут делать, а не ныть.
    • творческая общественность спустила пар
      13 окт. 2010 г., 19:54:27
      Ответить
      Да не..Так,шептуна пустили.
  • знающий
    13 окт. 2010 г., 15:37:51
    Ответить
    востребованные художники исправно оплачивают свои мастерские и никаких глупых требований не выставляют
  • 88
    13 окт. 2010 г., 21:59:39
    Ответить
    jampу
    Ну брат..., мне много не дано понять, в том числе и прогресивных г******суалистов к которым ты видимо относишся, только ребята дружите там между собой своим кругом, но не клянчите денег из общего кармана, вы уж как нибудь сами..
  • Дэзи
    13 окт. 2010 г., 23:40:00
    Ответить
    О бедной культуре замолвите слово
    Проблема культуры - это не проблема Республики Коми, это проблема России. Пока культура финансируется по остаточному принципу - будет продолжаться "бой" между деятелями культуры и чиновниками.
    Пока правительство РФ будет только говорить о своей "любви" к культуре и не выделять на её развитие средств, будет продолжаться бардак. Затраты государственного бюджета на культуру должны составлять 2 %, а регионального 6 %. Но этого НИКОГДА не было, да и федерация постоянно сокращает свои расходы, а регионы ориентируются, само собой, на федерацию.
    Когда любовь только на словах - слабо веришь в искренность чувств:-)
    Творческие союзы чётко выполняют свою миссию - создают общественный резонанс, привлекают внимание к удручающей ситуации, хотя не удивлюсь, что з/п они получают в кассе того же министерства, которое так усердно ругают.
    Министерство тоже выполняет свою миссию - пытается достучаться до "небес", пишет программы, надеется их реализовать. Это нормально. Так по всей стране, за редким исключением регионов, где на культуру тратится куча средств благодаря кумовству и родственным связям глав регионов и руководителей культуры. Но это счастливые и случайные исключения.
    Правительству нужно относится к сфере культуры как к КУЛЬТУРЕ и ИСКУССТВУ, а не как к сфере услуг. Иначе мы так и будем жить в сфере БЕСКУЛЬТУРЬЯ.
    Культурный вояж в Интернете, конечно, неплохой выход для людей, стремящихся повысить свой культурный уровень. Однако жить-то приходится не в Интернете, а там, где мы с вами живём...
    И вот именно по месту проживания хотелось бы иметь эту самую пресловутую культуру! С ней ведь очень тесно взаимосвязано и качество жизни, и наша с вами безопасность на улицах, и количество брошенных детей и стариков, и отношение к людям с ограниченными возможностями - это всё звенья одной цепочки.
    Культурный базис общества просто должен быть и всё тут. Важно наличие культурной среды, которая нас окружает, а она возникает только в результате наличия и деятельности учреждений культуры, которые должны свою деятельность выстраивать по формуле приучение - привычка - потребность.
    Так что и деятели культуры пар выпускают верно и министр идёт верной дорогой. Осталось дело за малым - определиться, нужна ли культура в нашей стране? Если нужна - услышат и тех и других, и что-то сдвинется с мёртвой точки.
  • Гуревинек
    14 окт. 2010 г., 0:48:33
    Ответить
    Нытьё Герцмана надоело уже. Он всё говорит, говорит, но ничего не делает, музыку не пишет - разучился. Он давно уже не композитор, а скорее писатель - всё-таки две книги как-никак. На издание книг у него деньги находятся, а на музыку почему-то нет. Не странно ли?
  • инфо
    14 окт. 2010 г., 0:51:24
    Ответить
    По этой же теме http://komikz.ru/news/columnists/?id=720#comm2631
  • Т-56
    14 окт. 2010 г., 0:55:36
    Ответить
    На первой фотографии Ромаданов на Мая смотрит, и по лицу его можно прочесть: скорее бы свалить отсюда к себе в кабинет и продолжить пилить бабло.
  • Алиса
    14 окт. 2010 г., 11:30:09
    Ответить
    Дэзи
    Творческие союзы это далеко не культура. Вспомните,что они члены союзов сделали за последние время? Часто бываю в театрах , на выставках в Москве, Питере. А у нас болото.
  • Актер
    14 окт. 2010 г., 17:31:23
    Ответить
    Необходимы новые люди
    1. В творческие союзы - активнее привлекать молодежь, а лучше вообще полностью произвести замену, если есть желание изменить ситуацию к лучшему.
    2. Сменить засидевшихся руководителей учреждений культуры(здесь опять ставка на молодых).
    3. Убрать засидевшихся чиновников, имеющих образование типа "режиссер массовых мероприятий", да ещё и возраст - за полтинник, которые ныне руководят государственными учреждениями культуры Республики (!!!), где актёры, режиссеры и т.д. с высшим музыкальным и актёрским образованием! Унизительно, когда тобой руководят дамы, не разбирающиеся ни в постановках, ни в репертуаре, ни в культурной политике вообще.
    Неужели министр не видит, что от них один вред, они ведь уже не на развитие культуры работают, а просто судорожно держатся за своё креслице...
  • знающий
    17 окт. 2010 г., 22:08:50
    Ответить
    абсолютно согласен с предыдущим оратором.надоело слушать демагогию.лучше-б делом занялись. особенно май.никогда не работал по спец-ти,а рассуждает....мэтров-на заслуж. отдых. молодым-работу.