Национальный музей республики готов научить коми языку всю Россию
Национальный музей Коми вошел в число финалистов престижного фестиваля «Интермузей», финал которого пройдет в Москве с 25 по 29 мая. Два проекта, которые музей представит в финале фестиваля, объединяет общая идея – желание рассказать всей России о Коми.
Через первый отборочный этап на фестиваль «Интермузей 2017» прошли 334 музеев. Только 151 музей вышел в финал и получил возможность представить свои проекты в Москве. Среди победителей первого этапа – Национальный музей Коми. На фестивале он представит проект «Люди. Звери. Боги. Предметы первобытного искусства Северного Приуралья» совместно с Эрмитажем, музеем археологии Европейского Северо-Востока Института языка, литературы и истории Коми научного центра УрО РАН, Сыктывкарским университетом им. П.Сорокина.
Вторым проектом станет совместная с СГУ им.Питирима Сорокина образовательная программа «КЕРКА/ДОМ. Дом в традиционной культуре коми».
Образовательный проект «КЕРКА/ДОМ. Дом в традиционной культуре коми» - компьютерная игра, созданная студентами университета в сотрудничестве с Национальным музеем. Пользователю предлагается пройти все этапы постройки настоящего коми дома от выбора времени года до новоселья в нем. Каждый шаг, даже неверный, подробно объясняется – почему так, а не иначе, поступали древние коми, слова на русском языке дублируются на коми, а звуковое сопровождение погружает в атмосферу единения с природой и предками.
- В Коми всегда бытовали два языка. Нам очень хочется, чтобы люди во всём мире знали о Коми, и мы готовы всю Россию научить коми языку. Мы подчёркиваем, что Коми – это этническая территория. Она является частью России, но здесь очень важны коми язык и культура, - поясняет двуязычие проектов директор Национального музея Коми Ирина Котылева.
Оба проекта – «Люди. Звери. Боги. Предметы первобытного искусства Северного Приуралья» и «КЕРКА/ДОМ. Дом в традиционной культуре коми» объединены одной идеей – развития и движения вперед через сохранение истории. Отражением этих смыслов стал созданный специально к фестивалю «Интермузей» ролик, главными символами которого стали первые в коллекции Национального музея экспонаты – столетний деревянный велосипед и древний коми промысловый календарь. Еще один объединяющий фактор – проект по созданию в Национальном музее Коми новой исторической экспозиции «Республика Коми: История. Территория. Люди», работа над которым пока еще ведется.
- Для нас будущее – это движение. В этой связи сразу вспоминается наш первый в коллекции музея экспонат – деревянный велосипед. Концепция экспозиции содержит в себе движение людей, развитие. Кроме того, мы обладаем рядом артефактов, связанных с календарём – а это уже движение во времени. Мы соединили в одной экспозиции движение в пространстве и во времени. Мы заглядываем в будущее при подготовке экспозиции. Она должна быть созвучна времени в своем решении, подаче материала, - рассказала БНК Ирина Котылева.
В московском «Манеже» увидеть экспозицию Национального музея Коми, представленную сразу в двух номинациях - лучший научно-исследовательский музейный проект и лучший проект в сфере музейного образования, - можно будет с 25 по 29 мая.
Комментарии (17)
хорошенько обучить языку русскому!
Но в Коми могли бы (?) организовать образовательный модерн в изучении языков, для начала, а потом распространить его, например, на математику и физику, химию и биологию, историю и географию.
Суть заключается в том, чтобы языки изучать не на раздельных уроках, а совместно: русский и коми, добавив к этой паре тот же финский, или русский-коми-немецкий.
Сложно?
Для начала - да.
Но если ничего не менять, ничего не изменится.
Тем более телеканал "Культура" всей стране показал в программе "Полиглот", как можно изучать языки, начиная с их 'матрицы'. Языковые (и литературные) уроки можно и нужно будет проводить ежедневно, но привычный академический 'час' в 45 минут реорганизовать в занятие по схеме '40-5-40': 40 минут - подача нового материала, 5 минут - перемена, 40 минут - закрепление нового (что снизит, кстати, необходимость и значение 'домашнего задания').
Особенно хорошо пойдет это дело в республиках с преимущественным проживанием мусульман (Северный Кавказ, Татарстан, Башкортостан): русский-родной-арабский.
Так же можно преподавать математику и физику, химию и биологию, историю и географию. Это, само собой, потребует кардинального пересмотра школьных программ обучения и преписывания учебников и пособий, но именно такое новаторство станет реальной реформой нашего замученного ЕГЭ образования.
Надо только догадаться и захотеть...
Но немногие пытаются его спасти...