«Спящая красавица»: премьера с московским акцентом
В самый разгар 27-го международного фестиваля оперного и балетного искусства «Сыктывкарса тулыс» зрителям показали одну из трех балетных жемчужин Петра Чайковского, балет-феерию и самую красивую сказку о любви «Спящая красавица». Главные партии исполнили прима и премьер из московского театра «Кремлевский балет».
В субботний вечер Государственный театр оперы и балета Коми был полон - обновленную постановку балетмейстера Натальи Терентьевой пришли оценить почитатели балетного искусства всех возрастов - солидные взрослые пары и родители с детьми. Свободными в зале оставались считанные места.
Уже в фойе театра гости могли начать приобщаться к «белому балету» и познакомиться с работами фотографа БНК Николая Антоновского, которые только вчера переехали на новое и теперь уже постоянное место из центра культурных инициатив «Югор» , где весь май проходила выставка «Pointé» о балетном закулисье.
В обновленной редакции «Спящая красавица» предстает перед сыктывкарским зрителем во второй раз - премьера расширенной и максимально близкой к первоисточнику версии состоялась 31 марта 2017 года. До этого балет в Сыктывкаре ставили дважды: в 1995 и в 2009 годах. Последняя постановка ездила в Великобританию и была в репертуаре буквально до прошлого сезона, однако сложность и в то же время прелесть этого балета в большом количестве действующих лиц. Собрать всех вместе, включая студентов Колледжа искусств РК (придворные, вязальщицы, свиты феи Сирени и феи Карабос), учащихся хореографического отделения Гимназии искусств при Главе РК (исполнители вальса), а также самых маленьких артистов из Детской студии балета при театре под руководством Натальи Супрун (музыканты, Мальчик-с-пальчик и его братья) - задача сложная и требующая большой подготовки, поэтому радуют легендарным балетом сыктывкарскую публику нечасто.
Балет-феерия в двух действиях и четырех картинах на либретто Ивана Всеволжского и Мариуса Петипа по хореографии Мариуса Петипа - это сказка о любви и борьбе добра со злом. В прежних редакциях «Спящей красавицы» на сыктывкарской сцене отсутствовали некоторые интересные и важные моменты. Благодаря расширению труппы Наталье Терентьевой удалось развернуть действие и приблизить его к первоисточнику XIX века.
Так, почти до 35 минут увеличился пролог, который настраивает зрителя на основной мотив балета и главную идею большинства произведений Чайковского - противостояние сил добра и зла, доброй волшебницы - феи Сирени (народная артистка РК Наталья Супрун) и злой колдуньи Карабос (Василий Немчинов), каждая из которых появляется на сцене со своей свитой.
Как вспоминают историки балета, Мариус Петипа настолько четко видел свой спектакль и его персонажей, что отправляя Чайковскому план-заказ пролога и самого балета с точностью до числа тактов расписал желаемую музыку.
Так, к примеру, хореограф точно знал, что уколовшая палец принцесса Аврора должна быстро кружиться «от 24 до 32 тактов словно от укуса тарантула», после чего бездыханно пасть и погрузиться в сон на сто лет, пока ее не разбудит поцелуем принц Дезире.
Главные партии принцессы Авроры и принца Дезире исполнили гости из «Кремлевского балета» - прима-балерина Екатерина Первушина и премьер театра Михаил Мартынюк.
Грация и легкость солистов заставляла зрителей замирать и восторженно аплодировать после эффектных прыжков и поддержек.
Пожалуй, самые громкие аплодисменты достались воспитанникам детской студии классического балета при театре, изображающим Мальчика-с-пальчика и его братьев. Они вместе с другими персонажами сказок прибыли на свадебный бал принцессы Авроры. Легко и изящно исполнил партию Голубой птицы Ринат Бикмухаметов в паре с принцессой флориной (Юлия Чужмарова), кокетливо и игриво появилась на сцене Белая Кошечка (Алена Панюкова), вступившая в шуточную схватку с Котом в сапогах (Михаил Сергиенко). Юным зрителям по душе пришлась веселая пара Красной Шапочки (Елена Быкова) и Серого волка (Григорий Абдуллин).
Спектакль продолжался два с половиной часа. За работу артистов, многие из которых танцевали сразу несколько немаленьких партий, зрители благодарили стоя.
Следующим спектаклем фестиваля станет новая редакция оперы Римского-Корсакова «Царская невеста», которая состоится 30 мая.
Комментарии (7)
Но почему,я смотрю этот спектакль уже в .........РАЗ!!!!!!
ВОСТОРГ и ВОСХИЩЕНИЕ!!!!!!!
Иногда потише нельзя играть ? Но вот и я прихожу на этот балет не первый раз. Многое нравится. Спасибо.
нашем театре последние 10 лет с ними проблема. А последние несколько лет просто плохо. Смотрели и Кармен и Спящую.
Всё одним жестом , ать-два. ать-два. Плохо, не профессионально.
Как студент колледжа. Имхо.
...........Не думаю, что это лучший вариант в решении проблем Интинского краеведческого Музея, где на должностях специалистов пристроены люди без образования и специальной профессиональной подготовки и есть вопросы не решаемые годами...