content/news/images/66589/BOB_4879_mainPhoto.jpg
19:58, 11.08.2017 / ОБЩЕСТВО

Техосмотр снимут на видео

Минэкономики подготовило поправки в закон «О техническом осмотре» (ТО). Об этом пишет «Ъ». Процедуру осмотра автомобилей будут снимать на видео, диагностическая карта станет электронной, а база данных техосмотра будет передана страховщикам. Одновременно с этим вводится штраф в 800 руб. за управление автомобилем без техосмотра. Все это, считают в министерстве, необходимо для ужесточения контроля за водителями, которые ТО не проходят, а необходимые документы просто покупают.

Техосмотр снимут на видео
Фото Виктора Бобыря

На портале regulation.gov.ru опубликован проект поправок в закон «О техническом осмотре транспортных средств», подготовленный Минэкономики. Документ разработан по поручению первого вице-премьера Игоря Шувалова, сейчас он проходит стадию оценки регулирующего воздействия.

Планируется ввести ряд нововведений. Так, в частности, будет минимизирована возможность получить диагностическую карту без проведения техосмотра: для этого процедура осмотра должна будет сниматься на видео, съемка будет передаваться в базу данных. Выдаваемые по итогам процедуры диагностические карты становятся электронными, будут заверяться усиленной электронной подписью и также будут незамедлительно попадать в электронную базу данных (и хранится там в течение пяти лет). В закон также вводятся термины «диагностическая линия» и «передвижная диагностическая линия». Значительная часть функций по контролю операторов техосмотра переходит к Российскому союзу автостраховщиков (РСА) — в частности, организация будет проверять пропускную способность диагностических линий пунктов ТО, вести базу данных ЕАИСТО (сейчас она находится в компетенции МВД) и реестр операторов.

Для автомобилистов вводится штраф за управление автомобилем без техосмотра (либо если при проведении ТО были выявлены какие-то недостатки) — 800 руб. в случае фиксации нарушения автоматическими камерами. Будет ли применяться санкция при проверке документов инспектором — не уточняется. Усиливается ответственность и для операторов ТО. В случае непредоставления сведений в базу данных ЕАИСТО максимальный штраф для должностного лица может составить 10 тыс. руб. вместо нынешних 5 тыс. руб. В случае если оформлена диагностическая карта в отношении автомобиля, который не прошел осмотр, то впервые вводится штраф для должностных лиц на сумму до 10 тыс. руб. (сейчас наказываются только юрлица на сумму до 300 руб.).

Напомним, в 2012 году решением президента Дмитрия Медведева контроль над техосмотром был передан из ГИБДД в РСА. Основной аргумент, который тогда звучал: гаишники торгуют талонами ТО, никто техосмотр не проходит. В ходе реформы проверять машины доверили частным компаниям-операторам. Талоны техосмотра и штрафы были отменены, введены диагностические карты, которые страховщики обязаны проверять, выдавая полис ОСАГО. Последствия такой реформы оказались не такими, как ожидалось. Диагностическую карту многие страховые брокеры продают прямо вместе с ОСАГО: доплатить нужно всего 500–1000 руб., машину показывать не надо, при этом процедура ее получения в обход ТО стала гораздо проще по сравнению с временами, когда техосмотр курировала Госавтоинспекция. Кроме того, по данным ГИБДД, после реформы аварийность по причине неисправностей автомобилей стала расти: c начала 2017 года количество ДТП по причине неудовлетворительного технического состояния автомобилей выросло на 20%, до 3,2 тыс. аварий.

В 2016 году РСА и ГИБДД предложили в качестве решения проблемы два разных варианта реформы ТО. МВД предлагало забрать у РСА функции по аккредитации операторов, передав их в Росаккредитацию, введя выездные проверки операторов с участием инспекторов ГИБДД. РСА же предложил схему с возвращением штрафа за отсутствие ТО, передачей из МВД в РСА базы данных по техосмотру и созданием российского национального союза операторов. Вариант страховщиков, судя по всему, и лег в основу законопроекта Минэкономики. По данным «Ъ» ГИБДД свои замечания по поводу этого документа уже направила.

По словам президента РСА Игоря Юргенса, РСА поддерживает введение фото- и видеофиксации процесса техосмотра. «Полагаем, что это поможет исключить посредников и мошенников из сферы. Те, кто проводит техосмотр, должны будут установить фотофиксацию и чуть позже — видеофиксацию, тогда нам в едином центре будет видно, прошла ли машина техосмотр или это фальсификация. Мы допускаем, что кто-то может использовать нечестные методы и мошенничать с такими правилами. Но предполагается, что транспортный надзор получает право внезапных проверок, а мы — регулярных. Соответственно, шансов на махинации будет меньше. Переход на новые процессы, полагаем, не потребует значительных усилий и затрат, потому что хорошие станции, на которые мы и опираемся, уже всем оснащены».

Документ уже широко обсуждается профессиональным сообществом — об этом можно судить по сводке предложений к законопроекту, опубликованной на regulation.gov.ru. «Считаем нецелесообразным передавать базу ЕАИСТО в ведение РСА, — пишет руководитель одного из операторов ТО в Челябинской области Владимир Куликов. — По нашему мнению, базу следует оставить в МВД, так как в МВД имеются специалисты по обслуживанию и устранению неполадок в кратчайшие сроки и расходы по обслуживанию и эксплуатации базы ЕАИСТО заложены в бюджет РФ».

«Электронная диагностическая карта — во сколько тысяч или миллионов рублей выльется для нас переоборудование пунктов, чтобы выполнить требования закона? — пишет директор оператора в Калининградской области Людмила Попова. — Это снова породит массу фирм, которые помогут обойти мошенникам эти препоны. Второй отрицательный момент — это передвижные пункты. Это неприкрытая лазейка для мошенников, и об этом не раз говорили. Применение передвижек должно быть законом прописано только в случае, когда до стационарных пунктов технического осмотра более 50 км — и никак иначе. В противном случае у нас будут узаконенные блуждающие фантомы».

3250

Комментарии (12)

Добавить комментарий
  • А
    11 авг. 2017 г., 21:31:52
    Ответить
    Позвольте вопрос непрофессионала, ежели большинство все одно техосмотр покупает, может логично его просто отметить? Ну или оставить для тех, кто занимается перевозкой пассажиров и опасных грузов например?
  • 11
    11 авг. 2017 г., 21:36:17
    Ответить
    Машина обслуживается у дилера. Каждый год ТО. И на хрена мне еще техосмотр оплачивать? А я плачу. Ибо деваться некуда. Каждая машина должна проходить техобслужание ежегодно. Не проще проходить техобслуживание и техосмотр одновременно?
  • 1
    11 авг. 2017 г., 21:37:47
    Ответить
    диагностическая карта нахрен не нужна сегодня машина в идеале а завтра после нашей дороге хрен его знает, это просто дополнительная бюрократия чтоб обнадежить страховщиков а то вдруг по вене владельца денюшку заплатить надо будет
  • Опкератор
    11 авг. 2017 г., 21:53:06
    Ответить
    Юргенс в долне
    Отдать РСА??? самая козья организация... тупые приказы, бездарные работники...оплот дерьма. Чего смешить народ? Под их флагом расцветае "левыые" карты. Реальные операторы плачут!
  • развели
    11 авг. 2017 г., 21:56:47
    Ответить
    чёрт -те что.
  • Оператор
    11 авг. 2017 г., 22:13:15
    Ответить
    Вы поймите
    Не мы хотим Вам зла... И Вы сами не хотите себе зла... Заогняем на линию, по минимуму, это самое малое, что можеим для ВАШЕЙ безопасности. Что касается РСА - обыкновенная коммерческая конторка, для которой пофиг Ваша и наша безопасноть, только БАБЛО ТАЩИ!!! Фамилиё начальника все говорит. Для справки: стразовщики наязывают Вам всякую хню, типа страховки жизни, с подачи этгого члена....
  • *
    11 авг. 2017 г., 22:20:28
    Ответить
    Как почитаешь предлагаемые поправки в закон, бежать хочется подальше из этой страны. Ей-богу, 38-й год прошлого века наступает. ЕГЭ под камерами пишем, техосмотр также. В ФСБ все данные о себе вплоть до трусов должны предоставить. И на все это деньги дерут с того же народа, за которыми следят. Когда в туалете у себя дома сижу, мой блуждающий взгляд камеры ищет.
  • серёга
    11 авг. 2017 г., 23:02:15
    Ответить
    В советское время техосмотр проходили только лохи а в эру демократии когда всё покупается. Дешевле выйдет купить , Хотя большинство иномарок лет 15 в нем не нуждаются и протестировать их нет соответствующих стендов и программ
  • """
    11 авг. 2017 г., 23:16:35
    Ответить
    Про
    Камеры в туалете- это точно!!!! И в примерочных ищу. И на холодильнике и на водонагревателе и даже на игрушках
  • 12312
    12 авг. 2017 г., 11:35:12
    Ответить
    И тем временем, по статистике 40% аварий происходит из за неудовлетворительного состояния дорог....
  • Обыватель
    12 авг. 2017 г., 17:39:51
    Ответить
    Согласен проходить техосмотр ,если он будет стоить 50 рублей . Это немалые деньги при таком количестве транспорта на душу населения.
    • -
      12 авг. 2017 г., 21:56:47
      Ответить
      50 рублей?!
      А кто вам видеосъемку оплачивать будет, Папа Римский?