content/news/images/68888/50cdffb85f277f82d331862dc9707f22.jpg
12:30, 01.10.2017 / ПРИВЕТ, СОСЕД

Опыт «Детей Арктики» на Ямале признали достойным тиражирования для регионов

За опытом организации предшкольной подготовки маленьких тундровичков к Ямалу обращаются соседи по Арктической зоне. Разработки педагогов интересуют и зарубежных партнеров. Чем так привлекает кочевая школа, разбирался корреспондент сетевого издания «Красный Север».

Опыт «Детей Арктики» на Ямале признали достойным тиражирования для регионов
Фото департамента образования ЯНАО

Как учат дошколят, эксперты недавно увидели в Пуровской тундре на Ямале. Они приехали в рамках проекта «Дети Арктики. Дошкольное образование», в реализации которого Ямал выступает пилотной площадкой.

На стойбище Чебачье специалисты посетили группы с пятичасовым режимом работы. Кушают и отдыхают дети дома, так что обустраивать спальни и кухонные блоки не требуется. Время, проведенное с воспитателем, наполнено развивающими и дидактическими играми, знакомством с русским языком и общением на родном.

В сезонной кочевой школе на стойбище Медвежья гора гости увидели, как ученики из харампурской школы-интерната стараются не отстать от деревенских сверстников. Занятия идут по всем правилам, с ответами у доски. При этом педагоги охватывают не только обязательный курс, но и учитывают особенности обычаев и традиций коренного населения. На фрагменте урока ребята рассказывали о народных приметах лесных ненцев, с легкостью перечисляли дикоросы, сбором которых занимаются их родители.

В самой школе-интернате экспертам провели экскурсию сразу на русском, ненецком и английском языках, научили шить поделки из сукна и кожи. Еще один урок посвятили рыбалке: после теории взрослых пригласили на берег попрактиковаться в ловле щук и окуней. Как пояснили педагоги, в школе-интернате проводятся разнообразные занятия из цикла этнопедагогики. После школы такие знания позволяют ребятам найти себе дело в национальных общинах.

Нулевые классы закрыли

Всеми наработками ямальцы делятся с большой охотой. Когда в 2011 году кочевое образование организовывали на Ямале, очень пригодился опыт соседней Республики Саха (Якутия). Там в отдаленных улусах уже работали кочевые школы для учащихся начального и среднего звена. Они имеют статус юридического лица, и такой пример был интересен, отметил начальник отдела регионального развития образования Григорий Лымар.

Впрочем, на Ямале решили идти по собственному пути, отдав приоритет предшкольной подготовке, а также сезонным занятиям для учеников с первого по четвертый классы. Выбор был более чем предусмотрительным: новый закон об образовании, вступивший в силу в 2013 году, сделал дошкольное образование частью общего, а значит – обязательным.

Нулевые классы в школах-интернатах, где шестилеток готовили к предстоящей учебе, закрыли. Нагрузка в таком возрасте была слишком велика: малыши с трудом привыкали к жизни вдали от родителей, иной языковой среде, культуре быта, непривычной еде в столовых. Новая возможность – подготовиться к первому классу, не покидая родителей и стойбища, – стала отличным способом адаптировать детей к предстоящим переменам в щадящем режиме.

Педагоги сразу заметили результат: юные кочевники стали быстрее осваиваться на новом месте и лучше учиться.

Еще один плюс регионального проекта – вполне адекватные стартовые вложения. Педагоги «приписаны» к детским садам поселений, а в их зарплате учтен повышенный коэффициент из фонда надбавок и доплат.

Соседи заказали второй десант

Теперь уже якуты интересуются ямальским опытом подготовки детей кочевников к школе. Во время поездки по стойбищам убедились: больших усилий подобная организация учебного процесса не требует.

Помогли региональные разработки и соседям из Ненецкого автономного округа. Этим летом там работала первая кочевая группа, воспитателями в ней стали студенты социально-гуманитарного колледжа. Жителям стойбища идея очень понравилась, попросили открыть группу следующим летом.

Общаясь с коллегами, Григорий Лымар напомнил, что масса полезной информации по организации кочевых дошкольных групп размещена в свободном доступе. Специалисты департамента всегда рады поделиться нормативно-правовой документацией и показать, как работает региональный проект в условиях кочевья.

В итоге эксперты оценили кочевое образование на «отлично». Опыт Ямала признали достойным тиражирования для регионов России и стран Арктической зоны. Интерес к такой форме образовательной услуги обусловлен борьбой за сохранение родных языков коренных малочисленных народов Севера и их традиционного образа жизни.

Успехи кочевого образования вдохновили канадцев

Впечатлениями от поездки по Ямалу экспертная группа поделилась в Финляндии. Доклад представили на заседании рабочей группы по устойчивому развитию при Арктическом совете. Удачный опыт ямальцев предложили транслировать на других территориях. По итогам обсуждения стать партнером проекта «Дети Арктики» выразила желание Канада, еще ранее интерес проявили Финляндия и Норвегия.

В России это первый проект в сфере образования для детей коренных народов Арктической зоны, который реализуется года под эгидой Федерального агентства по делам национальностей в пяти субъектах: Ямало-Ненецком автономном округе, Югре, Якутии, Республике Коми и в Архангельской области.

Напомним, проект «Дети Арктики. Дошкольное образование» призван создать максимально эффективную образовательную систему на основе лучших практик российских регионов и международного опыта. В марте этого года глава Коми Сергей Гапликов подписал дорожную карту реализации первого этапа проекта. В числе безусловных приоритетов проекта глава региона отметил повышение качества жизни и сохранение самобытной культуры коренных малочисленных народов Севера.

Республика Коми использует проект «Дети Арктики. Дошкольное образование», в частности, для сохранения двуязычия в регионе, где наблюдается тенденция вытеснения языка коми русским языком. В 17% из 378 дошкольных учреждений Коми воспитательно-образовательный процесс ведется на двух государственных языках республики - коми и русском. Внешне и по документам все благополучно: существует вся необходимая нормативно-правовая база, учебно-методические программы, издается литература, обучаются педагоги, стажировки. Но язык коми находится под угрозой исчезновения из-за общественной среды - количество желающих знать и изучать язык снижается. Эксперты отмечают необходимость повышения статуса педагога языка коми

Проект разработан специалистами Федерального агентства по делам национальностей России и Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Соорганизатором выступает Финляндская республика.

Результатом проекта будет оценка эффективности практик дошкольного образования и разработка предложений по их совершенствованию в России, для дальнейшей подготовки профессиональных специалистов в сфере кочевого образования, организации высокого уровня дошкольного образования для детей коренных малочисленных народов Севера без отрыва их от родителей на местах традиционного природопользования, гарантирующего изучение национальной и государственной истории и культуры, родного и государственного языков, традиционного хозяйствования.

Реализация проекта позволит организовать обмен опытом между странами участницами проекта и создать уникальную образовательную программу, которую смогут использовать другие заинтересованные страны-участницы Арктического Совета. Делается это для повышения уровня образования, сохранения языка и культуры, а также интеграции в современное общество детей коренных малочисленных народов Севера.

9143

Комментарии (1)

Добавить комментарий
  • супер!
    01 окт. 2017 г., 15:31:58
    Ответить
    Класс! Отличная идея для образования малышей кочевых народов. Для коми не годится, так как коми-оседлый народ, не кочевой.