Законодатели Коми отметили нехватку самостоятельности региональных парламентов
Региональным парламентам не хватает законодательной самостоятельности, а инициативы представительных органов власти на местах часто не успевают за федеральными законами. Об этом говорили участники круглого стола «Государственный совет Республики Коми: истоки, становление, проблемы законотворчества» в Госсовете Коми.
По мнению председателя парламентского комитета по законодательству и местному самоуправлению Нины Нестеровой, выстраивание вертикали власти в России привело к серьезному снижению законодательной инициативы региональных парламентов.
- При разделении полномочий мы фактически занимаемся в большей степени приведением местного законодательства в соответствие с федеральным. На наш взгляд, в этом смысле совершенно недостаточно тех полномочий, которые законодательные органы отражали в региональном законодательстве с учетом региональной специфики, - отметила Нина Нестерова.
Вопрос компетенций разных органов власти на местах поднял и заместитель руководителя аппарата Госсовета Коми Игорь Труфанов. В частности, он обратил внимание на отсутствие совместного ведения вопросов местного самоуправления.
- Давайте уже признаемся друг другу: обособлять органы местного самоуправления сейчас утопично. Даже Конституция предусматривает возможность наделения органов местного самоуправления полномочиями. К сожалению, она не предусматривает полный перечень таких полномочий, отдавая это на откуп нашего любимого 131-го федерального закона, который с 2001 года поменялся уже более 120 раз. При такой частой смене подходов, полномочий и инструментов вряд ли можно добиться желаемого эффекта и благополучия, - отметил Игорь Труфанов.
Он признал, что федеральные органы власти и законодатели действуют по принципу: «меньше творчества – меньше беспорядка». При этом, по его словам, регулярно в собственные компетенции субъектов включаются задачи, которые должна решать федерация в целом – единая система государственных органов.
- Законотворческие возможности регионов скромны. Действующая система распределения полномочий приводит к тому, что мы не можем решать проблемы по мере их появления. Даже простой местный вопрос по бродячим собакам становится проблемой целых регионов. Также с административной ответственностью в Республике Коми. Мы сейчас фактически утрачиваем административное регулирование на уровне региона, потому что, как только мы принимаем местный закон, через полгода он отменяется Верховным судом РФ, - рассказал Игорь Труфанов. - Никогда не будет работать закон об административной ответственности, если он постоянно меняется. В результате мы не можем закрепить повышенные меры ответственности за нарушение охраны лесов, пожары и так далее – наши законы отменяются Верховным судом из-за несоответствия федеральному законодательству.
По мнению участников круглого стола, регионам следует сосредоточиться на совершенствовании федерального законодательства, объединив усилия друг с другом.
- Нам нужно сосредоточить усилия в работе над совершенствованием федерального законодательства, ускорять федеральные процессы, подключать сенаторов и депутатов. Мы должны совместно с другими субъектами пробивать свои законодательные инициативы на федеральном уровне, - высказал мнение Игорь Труфанов.
Комментарии (8)
Из предвыборной программы Навального.