«Сыктывкарса тулыс» открылся историей вечной любви баядерки и воина
С аншлагом прошло открытие XXVIII фестиваля оперного и балетного искусства «Сыктывкарса тулыс» в Театре оперы и балета Коми. Премьеру сезона, знаменитый балет Минкуса «Баядерка» встречал полный зал.
«Баядерку» труппа театра поставила в прошлом году – тогда спектакль удостоился массы похвал. Так как «Тулыс»– это творческая кульминация сезона, именно этой работой был открыт фестиваль. Зрители начали собираться еще за полчаса до начала спектакля, некоторые шли в кассу в надежде купить хоть какой-нибудь билет. Не смогли обойти стороной премьеру глава Коми Сергей Гапликов и министр культуры, туризма и архивного дела региона Сергей Емельянов.
Главными фигурами вечера стали труппа и постановочная группа. «Баядерка» переносит зрителя в Древнюю Индию: на фоне экзотического красочного антуража артисты рассказывают восточную легенду о несчастной любви баядерки Никии и знаменитого воина Солора. Ведущие партии в балете исполнили приглашенные артисты из Башкирского театра оперы и балета – лауреат международных конкурсов Лилия Зайнигабдинова и заслуженный артист Республики Башкортостан Рустам Исхаков. Еще на пресс-конференции накануне фестиваля руководство театра и главный балетмейстер Наталья Терентьева высоко оценили профессионализм пары.
Рассказ о двух возлюбленных трагичен: влюбленный в Никию и отвергнутый ею великий брамин хочет разрушить их счастье, Солора женят на дочери раджи. Череда неконтролируемых событий приводит к печальному финалу – смерти баядерки, а за ней и воина. Вся фабула и реальные события умещаются в первое действие: на зрителя в течение часа с небольшим буквально обрушивается история о предательстве, прощении, безутешном горе и вечной любви.
Второй акт «Царство теней» противопоставляет себя первому: практически нет декораций, яркую атрибутику сменяет угольно-черный фон, вместо развития событий и перехода от картины к картине – обманчивое бездействие. В своеобразном посмертном существовании герои воссоединяются, суета живых отступает перед бессмертными чувствами Никии и Солора – они могут наконец-то отправится в мир вечной любви.
На репетицию и освоение незнакомой сцены у гостей из Уфы было всего два дня, но особых сложностей из-за этого не было, да и труппа Коми быстро и без проблем вспомнила постановку. Как пояснила балетмейстер Наталья Терентьева, «Баядерка» одинакова во всех театрах, поэтому приглашенные артисты легко влились в коллектив.
Наибольшую сложность представлял второй акт: в одной сцене женского кордебалета было задействовано больше двадцати артисток, и для воплощения оригинальной идеи труппа обратилась за помощью к воспитанникам гимназии и колледжа искусств, пригласила к сотрудничеству студию Натальи Супрун. От артисток требовалась слаженность действий, безупречный ансамбль – и по оценке зрителей им это удалось, каждый отдельный танец публика встречала овациями.
- За много десятилетий в Сыктывкаре сформировалась очень своеобразная публика – она понимает балет. Никого теперь не обманешь, все настолько очевидно, и даже если человек поскользнулся - публика замечает. Но она настолько доброжелательна, она переживает за эти нюансы, которые не получились на сцене. Это я ощущаю и чувствую. Когда танцуют хорошо – публика замирает, смотрит внимательно, оценивает, - поделилась с БНК Наталья Терентьева.
Действие на сцене и реакцию зала Наталья Терентьева оценивала из зала.
Как подчеркивают в театре, в «Баядерке» они постарались «бережно воссоздать классическое наследие Мариуса Петипа, воспроизвести в точности музыкальные раскладки исполнения движений», дух и стиль произведения». Но по требованию времени и отчасти в угоду нынешнему динамичному образу жизни семь картин балета пришлось сократить до пяти.
- Зритель в Сыктывкаре – хороший, теплый. Это чувствуется, когда аплодируют во время больших поддержек – значит, зритель болеет, сопереживает, понимает, что происходит на сцене. Значит, зритель окультуренный, достаточно часто приходит на спектакли, знает, о чем идет речь, - отметила в беседе с БНК Лилия Зайнигабдинова.
Комментарии (8)