В Коми сельским чиновникам рассказали о брендинге территорий
Более 150 городов России и СНГ пытались разработать свой бренд, но 95% попыток провалилось. Причинами неудачи стали отсутствие поддержки со стороны населения и специальных знаний. В Сыктывкаре на специальном семинаре руководитель команды CityBranding, лидер проектов по брендингу Добрянки и Урюпинска Василий Дубейковский рассказал, как избежать таких ошибок и сделать свою территорию известной
Василий Дубейковский последние четыре года живет в Урюпинске, бренд «Столица российской провинции», а также еще нескольких малых городов – Добрянки, Костомукши, Сарова – был разработан именно его командой.
В Сыктывкар эксперт прибыл с просветительской целью – рассказать и дать рекомендации по территориальному брендингу специалистам из Усть-Вымского, Сыктывдинского, Усть-Куломского и Усть-Цилемского районов. Сейчас в Коми действуют субсидии для муниципалитетов на создание бренда своей территории. Но уже в следующем году эту программу финансировать не будут. Тем не менее, по словам министра культуры, туризма и архивного дела Коми Сергея Емельянова, наличие бренда станет весомым фактором при распределении субсидий районам и городам.
Один из ключевых вопросов дискуссии: зачем городу, району, селу, деревне бренд? Участники семинара назвали несколько вариантов: узнаваемость, притягательность для туристов, приток денег. Все это натолкнуло участников семинара на мысль о городе как товаре.
- Сущностных отличий три. Во-первых, город – понятие географическое. Чтобы употребить его как товар, туда нужно приехать, в конкретное место. Во-вторых, когда мы брендируем, например, Ыб, 1086 его жителей имеют свое мнение, им будет не все равно, что брендируется. И третье – у города нет владельца. Умный глава любой территории максимально абстрагируется от того, что должно быть брендом. Потому что он уйдет. А если так получится, что бренд связан с конкретным персонажем, то после его ухода уйдет и бренд, - поправил слушателей Василий Дубейковский.
Мнение жителей брендируемой территории, по его словам, - одна из важнейших частей проекта. При этом эксперт подчеркнул, что народные конкурсы на образ города – неэффективны:
- Территориальный брендинг требует специальных знаний и профессионализма.
Эксперт рассказал, что успешность бренда города обеспечивают три «и»: известность, имидж, то есть сложившееся мнение о городе, и интерес - повод приехать в конкретное место. Если причину визита еще можно придумать – фестиваль, концерт, конкурс, то для получения известности придется приложить определенные усилия.
По его словам, даже прогноз погоды на телевидении может сделать город известным, правда, ненадолго. Привлечь внимание к своей территории можно также с помощью фильмов, музыки, литературы. В качестве примера Василий Дубейковский привел Оренбург, славу которому обеспечила песня Людмилы Зыкиной «Оренбургский пуховый платок». Сейчас такое внимание можно обеспечить за счет кино: специалист советует не стесняться писать письма режиссерам и продюсерам и предлагать свой город как место съемок. В-третьих, в основе всего лежит школьное образование. По мнению эксперта, именно на уроках географии, истории и литературы формируется представление о стране и ее городах. Попадешь в учебник – и тебя запомнят.
- Идеальный бренд – когда город думает о себе хорошо, визуализирует и рассказывает об этом, и это соответствует имиджу. Про нас думают также хорошо, как мы про себя думаем, - подчеркнул эксперт.
Комментарии (16)