В Коми приехала «Золушка» из Марий Эл
Двухактный балет «Золушка» привез Марийский театр им. Э. Сапаева на фестиваль балетного искусства финно-угорских государств и регионов России «Зарни Джыджъяс». Корреспондент БНК побывал на премьере в Театре оперы и балета Коми. Компактный по времени спектакль в гамме эмоций и сложных технических элементов оказался насыщенным и максимально приближенным к сказке.
«Золушка» на музыку Сергея Прокофьева появилась в репертуаре Марийского государственного театра оперы и балета им. Э.Сапаева в 2009 году. Художественный руководитель и балетмейстер-постановщик Константин Иванов и предположить не мог, что когда-то поставит такой спектакль на своей сцене и даже напишет либретто, но появился госсзаказ. История о хрустальной туфельке уже несколько лет идет в театре и гастролирует по стране.
Балет переносит зрителя в знакомую с детства сказку. Добрая и скромная Золушка (Екатерина Байбаева) терпит издевательства Мачехи и ее дочерей Кривляки и Злюки, но после вмешательства доброй Феи отправляется на королевский бал, встречается с Принцем (Артем Веденкин) и влюбляется в него. Когда же волшебство феи заканчивается, Золушка, сбегая из замка, теряет пуанту (в балете ею заменили туфельку). Именно по ней сквозь моря и континенты Принц находит возлюбленную и воссоединяется с ней.
Спектакль очень сжатый по времени, всего два акта, но, по заявлению Константина Иванова, неординарный. Его создатели в Марий Эл долго работали с музыкой и в итоге для постановки сделали компиляцию из оригинального материала. Роль Мачехи изначально прописывалась для мужчины – ее исполнил Александр Самохвалов. Как пояснил Константин Иванов, это делает образ гротескнее и колоритнее.
Сольные партии и игровые моменты спектакля невероятно выразительные и точно передают характер персонажей: всепрощение и открытость Золушки после всех нападок сестер; тесная связь героини с сочувствующим отцом, который едва ли не укачивает ее на руках; натягивающая пуанту Мачеха и ее вздорные дочери.
Ощущение сказки обеспечивает присутствие доброй феи, порхающей с волшебной палочкой и преображающей старой платье Золушки в сияющий бальный наряд.
Переодевания, кстати, стали одной из самых хлопотных вещей в балете. В Сыктывкар приехала не вся труппа, артистам во время спектакля приходилось часто и много менять наряды: от придворных в гномов и обратно. Коснулось это даже Золушки. Чтобы действие не прерывалось и не тормозилось, Екатерину Байбаеву в моменты смены старых тряпок на праздничное платье заменяла другая артистка. Так обеспечивалась интрига балета, его магия. Из зала смену артисток могли заметить только самые внимательные зрители: танцовщицы чуть-чуть отличались ростом.
Особо стоит отметить сценографию Бориса Голодницкого, обыгрывающую тему времени в балете – она очень важна для спектакля, ведь ровно в 12 ночи магия исчезает. Так страстное увлечение Принца часами отражается в декорациях: весь королевский зал увешан механизмами, а показывают они разное время, поэтому влюбленные быстро теряют ему счет.
- Золушка не просто теряется во времени, она действительно его не ощущает. Ведь часы показывают разное время, - отметил в беседе с журналистами Константин Иванов.
Именно эта сцена зарождения чувств между Золушкой и Принцем на балу стала технически сложной для исполнительницы главной партии. Сначала огромное адажио, потом тяжелая вариация и переход на фуэте. Но спектр всех эмоций показывает второй акт, когда Золушка возвращается домой к подметанию полов и разражается истерикой. Как пояснила БНК Екатерина Байбаева, эта сцена настолько тяжела, что может заставить ее по-настоящему всплакнуть.
В завершении второго акта директор Коми театра Дмитрий Степанов вручил своему коллеге из Марий Эл памятный знак участника «Зарни Джыджъяс». Поблагодарил гостей за визит и министр культуры, туризма и архивного дела Коми Сергей Емельянов:
- Фестиваль неизменно привлекает большое внимание наших коллег из финно-угорских регионов России, я надеюсь на будущем гостей и из зарубежья.
Поклонники фестиваля уже 21 сентября увидят «Лебединое озеро» от труппы Театра оперы и балета с солистами из Большого театра. Завершится «Зарни Джыджъяс» гала-концертом 23 сентября.
Комментарии (5)
легко ложится на слух, оркестр тонко передал её
краски. Спасибо ! И, конечно, спасибо балету !
Молодцы !