content/news/images/84259/gloster-i-lir_mainPhoto.jpg
17:38, 30.09.2018 / КУЛЬТУРА

Время собирать камни: в театре драмы состоялась премьера трагедии «Король Лир»

В субботу, 29-го сентября, 89-ый творческий сезон в Академическом театре драмы имени Виктора Савина открылся постановкой трагедии Уильяма Шекспира «Король Лир». Смелый спектакль с пометкой «18+», поставленный приглашенным режиссером Линасом Зайкаускасом, открыл драмтеатр с неожиданной для постоянных зрителей стороны.

Время собирать камни: в театре драмы состоялась премьера трагедии «Король Лир»
Фото предоставлено театром драмы имени Виктора Савина

Литовец Линас Зайкаускас хорошо известен театральной России – сыктывкарский «Король Лир» стал для режиссера 106-й постановкой, значительная часть его спектаклей украшает репертуар российских театров. Огромный постановочный опыт позволил Линасу Зайкаускасу, весьма ограниченному во времени, отведенному на работу над «Лиром» в театре им. Савина, создать подробный, во многом экспериментальный для труппы, спектакль меньше, чем за месяц.

В новой истории театра им. Савина «Король Лир» - уже третье (после «Гамлета» и «Ромео и Джульетты») обращение к Шекспиру. «Гамлет», поставленный в 2011 году Олегом Нагорничных, запомнился зрителям как масштабный, современный, дорогой спектакль, которых до того в столице Коми не было. История трагической любви Ромео и Джульетты в постановке Юрия Попова, которой в прошлом году открылся Театр юного зрителя, более традиционна и лаконична. Четырехчасовое полотно Линаса Зайкаускаса стало еще одной, оригинальной, интерпретацией английского драматурга на сцене драмтеатра.

gloster.jpg

Пьеса «Король Лир» признана, наряду с «Гамлетом», вершиной трагического у Шекспира – она превосходит другие произведения автора своей широтой и подлинно космической масштабностью: драма преданного дочерями отца перерастает в социально-философскую драму. В то время, как люди переживают душевные бури, страшные грозы и катаклизмы происходят в природе – действие пьесы совпадает с солнечным и лунным затмениями, на которые неоднократно ссылаются персонажи «Короля Лира».

lir-proklinaet-gonerilyu.jpg

Ранее, в интервью БНК, режиссер отметил «Короля Лира» как одну из самых «природных» пьес Шекспира. Эта ее особенность стала отправной точкой для сценографического решения спектакля: художник Маргарита Мисюкова (г. Уфа) не стала возводить на сцене средневековые замки, вместо них – груда камней, капище, над которым ведьмы совершают свои зловещие обряды, листы ржавого железа, потоки воды. Вместо королевского трона – инвалидное кресло, вместо мантии – тулуп, вместо благородной шпаги – топор. Эта подмена происходит и в человеке: вместо сердца – камень, из глаз короля катятся каменные слезы, ведьмы вкладывают в руку Тома из Бедлама, которым обратился изгнанный Эдгар, камень, буквально цитируя лермонтовского «Нищего»: «… и кто-то камень положил в его протянутую руку».

lir-i-kent.jpg

Лейтмотивом спектакля стали три ведьмы. Режиссер позаимствовал этих персонажей из шекспировского «Макбета». В «Короле Лире» Зайкаускаса инфернальная троица (Надежда Кожевина, Кристина Чернева, Людмила Попова), с одной стороны, воплощает хаос, стихийное начало в природе и человеке, с другой стороны, они – как три богини судьбы – указывают на фатальность всего, что происходит с героями трагедии. Начиная с пролога, когда они подают действующим лицам закоптелые стекла, чтобы через них смотреть на затмение, ведьмы постоянно присутствуют на сцене: потешаются над страданиями Лира и Глостера, подают орудия убийств и пыток, заливают «кровью» сцену – так режиссером художественно решена война между Францией и Англией.

regana-lir-gonerilya.jpg

Эстетика спектакля жестка, даже жестока: в персонажей летят камни, топоры и ножи, в порыве гнева или страсти они сами швыряют друг друга на пол, бьют, кричат, создают шум, выходят в зрительный зал. Но спектакль лишен излишнего натурализма. Так, например, в сцене, где Корнуолл (Константин Карманов) выкалывает глаза Глостеру (Евгений Софронов), страшный ритуал совершают ведьмы, закрашивая веки Глостера черной краской. Эротические сцены решены довольно откровенно, но в то же время образно. При этом трудно сказать, что эстетика жестокости идет вразрез с материалом, являясь лишь плодом режиссерского замысла. Лир Шекспира – правитель, так высоко оценивающий свое личное достоинство, что готов отдать и королевство, и власть – будто бы не им он обязан своим высоким статусом в глазах дочерей и слуг. Эгоизм и самолюбие заставляют Лира поверить льстивым Гонерилье и Регане, отвергнуть младшую Корделию. Старшие дочери Лира, получив владения отца, тут же выбрасывают старика вон, сами поглощенные страстью к Эдмунду, побочному сыну графа Глостера. Тот, в свою очередь, ради наследства и титула предает отца, отправляет родного брата на верную смерть, становится предметом смертельного спора двух сестер. Глостеру выкалывают глаза, Гонерилья отравляет Регану, Эдмунд приказывает повесить Лира и Корделию, – и это лишь часть длинной цепи смертей и преступлений в пьесе.

lir-i-kent-2.jpg

В роли короля Лира на сцену театра им. Савина выходит актер и режиссер Борис Лагода. Могучий и крепкий, он любит жестоко шутить и скоморошничать. Он не похож на дряхлого старца, которого можно легко сломить. Он страшно и грубо проклинает Гонерилью, но предательство второй дочери застигает его врасплох. Увидев, каков мир на самом деле, Лир Лагоды сходит с ума и превращается в шута, бред которого становится горькой правдой жизни. Королевский шут в исполнении Татьяны Михайловой по сравнению с шутом-Лиром – грустный клоун, арлекин, в опеке над которым проявляются лучшие качества опального короля.

edagr.jpg

Главным злодеем в спектакле оказывается Эдмунд, его играет Захар Комлев. Незаконность рождения не оставляют шансов его силе, таланту, уму, и он, одержимый жаждой справедливости, превращается в настоящего зверя. В Гонерилье и Регане в исполнении Ольги Носковой и Светланы Мальковой тоже осталось мало человеческого – ими управляют только две страсти: любовь к Эдмунду и жажда власти. Лучом света в этом царстве порока становится Корделия (Елена Доронина), когда он гаснет, наступает кромешная темнота. В финале странные перемены происходят в героях Дмитрия Максименко, который играет Эдгара, и Анатолия Колмакова, исполняющего роль герцога Олбани. Обманутые и преданные, спасающие свою честь и честь короля, стоя над телами Лира, дочерей и Кента (Денис Рассыхаев) они вдруг становятся мародерами – король умер, а с ним и его королевство.

schut-lir-edgar.jpg

Сегодня премьеру сыграют в другом составе: в роли дочерей Лира на сцену выйдут Елена Аксеновская, Юлия Экрот и Кристина Чернева.

4126

Комментарии (32)

Добавить комментарий
  • Vova
    30 сент. 2018 г., 18:10:35
    Ответить
    Это замечательное культурное явление, но я бы не обольщался. Сдаётся мне, что камни если нынче и собирают, то лишь для последующего камнеметания...
    • Вопрос
      30 сент. 2018 г., 23:03:12
      Ответить
      Расскажите лучше почему из филармонии уволился худрук ансамб** Асья кыа Александр Титаренко?
      • Тишина
        02 окт. 2018 г., 18:56:10
        Ответить
        А в ответ-.......
  • светлана
    30 сент. 2018 г., 19:57:26
    Ответить
    На удивление достойная театральная рецензия. Театр с премьерой! Достойная работа. Спасибо режиссеру.
    • Светлане
      30 сент. 2018 г., 20:59:44
      Ответить
      Это вы в нормальной постановке Короля Лира не видели. Залетному режиссеру и не снилось. В Латвии не котируется, еще и судили за секс-скандальное происшествие, так галопирует по России.
      • экспетр
        30 сент. 2018 г., 21:43:46
        Ответить
        Не знаешь предмета, судили не его, а Вайткуса.
        • Иксперд, учи матчасть
          01 окт. 2018 г., 2:32:36
          Ответить
          Не знаешь предмета, судили не его,
          4 мая 2018 18:38
          Суд в Литве наказал за домогательства театрального режиссера Зайкаускаса
          Театральный режиссер Линас Зайкаускас, который ранее возглавлял паневежский Театр имени Юозаса Мильтиниса, в пятницу приговорен судом в городе Купишкис к 44 суткам ареста за сексуальные домогательства.
      • Владимир
        30 сент. 2018 г., 23:00:28
        Ответить
        Почему бы не взять за эталон прекрасный фильм "Король Лир" Г. Козинцева с Юри Ярвет в главной роли?
    • Ведро яблок
      01 окт. 2018 г., 0:41:05
      Ответить
      Вы правы Светлана, достойная работа. Спасибо режиссеру. И рецензия "на удивление" достойная. Только достойная кого? Достойная актеров - нет! Такие постановки актеров гробят как профессионалов. Достойная театра им. В. Савина? - нет! Театр хороший и дай бог ему лучших постановок. Достойна руководства? Пожалуй да! Или достойна для зрителей? Тогда театр не уважает своего зрителя. И сколько таких постановок уже в "обойме" театра? Много.
      Репертуар - это лицо театра?
  • Сму
    30 сент. 2018 г., 20:16:37
    Ответить
    Шекспир - это классика, которую нельзя извращать своими фантазиями
    • Красный Рояль
      30 сент. 2018 г., 20:54:43
      Ответить
      :)))
    • Вот именно!
      30 сент. 2018 г., 20:57:20
      Ответить
      Смелый спектакль с пометкой «18+»
      А смелости поставить в не извращенном виде классику не наберетесь?
      Чтоб детей знакомить именно с классикой, а не с вашими "изысками".
      Да и те, кому уже есть 18+ далеко не все приветствуют эти ваши "+", ибо достало уже.
      Вы бы на свои деньги извращались, а не на бюджетные, народ вас содержит, а вы ему за его деньги что суете который год подряд?
      • Зритель
        30 сент. 2018 г., 22:55:30
        Ответить
        Согласен, это капустник в сумасшедшем доме...
      • Да-а-а!
        30 сент. 2018 г., 23:15:37
        Ответить
        Особенно сцена с кунилингусом очень оживляет и эмоционально насыщает спектакль... Достойная находка озабоченного режиссёра!
    • Зритель
      30 сент. 2018 г., 21:34:55
      Ответить
      Совершенно согласна с Вами. Еле досидели до антракта.
  • Неважно
    01 окт. 2018 г., 0:11:19
    Ответить
    Спектакль не понравился. Шли на класссику, а получили извращённые фантазии режиссёра. Ушли после 1 акта. Скажу насчёт декораций:они помогают зрителю понять,где происходит действие, а отсюда и определить героев. Считаю, что Шекспир должен ставиться в классике.
  • Ведро яблок
    01 окт. 2018 г., 0:42:30
    Ответить
    Театр, несмотря на все финансовые трудности, должен помнить о своей ответственности перед зрителем. Будущее, безусловно, за экономически стабильными театральными организациями, другим просто будет не выжить в современных условиях рыночной экономики, но удержаться на плаву, сохранив при этом «лицо» театра, должен помочь профессиональный менеджер, администратор, но не откровенный курс театра или какого-то проекта на массовый «ширпотреб», на всеядность (вплоть до эротики и откровенного эпатажа).
    • А я вот считаю
      01 окт. 2018 г., 2:40:26
      Ответить
      Пора в минкульт писать, пусть разберутся кому в театре зудит в одном месте, что без блевотины нормально ставить ничего не могут.
  • игрок
    01 окт. 2018 г., 8:50:09
    Ответить
    игра
    играли играли да не выиграли
  • провинция
    01 окт. 2018 г., 10:23:31
    Ответить
    Спасибо за удивительный вечер актерам и постановщикам спектакля. Похоже,мы перестаем быть театральной провинцией и это радует. Спектакли, которые всем нравятся и не вызывают дискуссий в обществе не должны ставиться на бюджетные деньги, потому что тогда просто теряется весь смысл театрального искусства, которое двигает и развивает человечество, как впрочем, и другие искусства. Еще раз спасибо!
  • очевидец
    01 окт. 2018 г., 10:39:43
    Ответить
    Безусловно, очень сильная и яркая работа. Приятно, что в Сыктывкаре есть такой театр. Так держать!
  • литовцам
    01 окт. 2018 г., 10:46:49
    Ответить
    Удивительная страна Литва! Кто-то знаменит природными ресурсами, шпротами и бальзамами, а Литва своими режиссерами. В Москвах есть Туминасы, Карбаускасы, Казлаускасы и прочие.. Теперь и в Сыктывкаре появился свой литовец - Зайкаускас))))
    • да
      01 окт. 2018 г., 13:04:26
      Ответить
      так и есть
      В Литве традиционно оч.сильный театр. Драматургия литовская слаба, но национальная поэзия - оч.сильная. Правда, ее никто не знает, кроме самих литовцев - ибо не переведена. Но она позволила развиться национальному театру.
      Донатас Банионис, Эймунтас Някрошус, Римас Туминас, Олегас Дитковскис (отец Агнии Дитковските), Йонас Вайткус... Наконец, известнейший Кама Гинкас! В общем, список большой. Интересующимся - гугл в помощь.

      Вот, например, цитата из репортажа ТВ "Культура" еще 2009 года:
      "Литовские режиссеры незаметно и очень деликатно заняли ведущие позиции в мировой табели о рангах. Эймунтас Някрошюс – виртуоз философских и сценических решений. Он признан одним из лучших европейских режиссеров, как, впрочем, и мэтр авангардистского театра Оскарас Коршуновас..."

      Еще в Сети нашлось: "Московскими театрами имени Вахтангова и Маяковского руководят литовцы. Они же ставят здесь постановки, в других театрах схожая ситуация" (публикация 1,5-годовой давности).

      Так что зря ёрничаете =)))
  • театрал
    01 окт. 2018 г., 11:38:16
    Ответить
    ЛИР
    Прежде чем идти на спектакль, перечитала "Короля Лира". Вы знаете, артисты театра драмы играли очень сильно,на 100%. В чем-то я не согласна, что-то меня напугало (особенно эротические моменты), но в целом спектакль получился. Есть еще одно НО... Зритель всегда должен уходить немножко голодным... Трагедия же шла почти 4 часа, и многие просто ждали конца с огромным желанием. "Когда уж это закончится..."- вот что я услышала за своей спиной. Но все же уходили те, кто не знаком с творчеством Шекспира, кто не читал само произведение. А мне было очень интересно, как же актёры сыграют на сцене. Как раскроют образы. И у них получилось. Спасибо. Было очень здорово! Браво!
  • театрал
    01 окт. 2018 г., 11:40:41
    Ответить
    ЛИР
    Прежде чем идти на спектакль, перечитала "Короля Лира". Вы знаете, артисты театра драмы играли очень сильно,на 100%. В чем-то я не согласна, что-то меня напугало (особенно эротические моменты), но в целом спектакль получился. Есть еще одно НО... Зритель всегда должен уходить немножко голодным... Трагедия же шла почти 4 часа, и многие просто ждали конца с огромным желанием. "Когда уж это закончится..."- вот что я услышала за своей спиной. Но все же уходили те, кто не знаком с творчеством Шекспира, кто не читал само произведение. А мне было очень интересно, как же актёры сыграют на сцене. Как раскроют образы. И у них получилось. Спасибо. Было очень здорово! Браво!
  • Зритель
    01 окт. 2018 г., 11:51:50
    Ответить
    о Короле лир:
    Давно ждала "Короля лир",и вчера мне удалось все-таки побывать на спектакле-премьере. Вы знаете, странное ощущение, скорее, наверное, тяжёлое ощущение. Может потому, что сам весь спектакль получился мрачным- это я про режиссерскую работу. Хотя, все ж спектакль был. Но уж очень обидели меня откровенные сцены, и их там много. Очень понравилась актёрская игра- Браво Королю лир,Эдмунуду, Глостеру, Кенту, Олбани.Спасибо Вам за спектакль и с премьерой всех.
  • Раздумья
    01 окт. 2018 г., 13:31:04
    Ответить
    Уберите пошлость от нас!
    Театр должен волновать, спорить, доказывать. Но в какой системе координат? Если за основу взять пошлость, как на недавней премьере, то все зависит от степени и меры. Как не крути, но обсуждать будем именно пошлость, гнусность и вульгарность и больше НИ-ЧЕ-ГО! Режиссерский текст... А присутствует ли он в этом случае? Если все же попробовать молодому поколению привить вкус, стиль и эстетику, то система координат должна быть иная. Театры с начала 90-ых итак потеряли массу потенциального зрителя, которого сейчас уже никакими силами не вернуть. Как отголосок той нервной эпохи - режиссерские изыски приглашенного в Сыктывкар режиссера. Он, похоже, подумал, что именно такими средствами и методами он достучится до сегодняшних молодых. Но разве для этого нужно было опускаться до уровня "Дома-2"? Почему мы как-то незаметно приняли и воспринимаем за норму уровень хамства, пошлости, откровенного разврата?
    Господа, как будем продолжать воспитывать детей? Неужели каждый из нас хочет, чтобы ребенок взял за основу именно этот низменный стиль?
    Считаю, что за государственные средства подобные околокультурные поделки появляться не должны. А те, кто имеет прямое отношение к принятию решений постановки именно в этом виде и ключе, должны нести персональную ответственность в виде возврата потраченных средств обратно государству на более достойные проекты. И не театр должен вернуть деньги, а персонально те руководители, которые одобрили и дали добро на эту извращенную мерзость.
  • гражданин
    01 окт. 2018 г., 15:38:42
    Ответить
    добраться до сути
    кто-то из восхищённых пробовал? про что и главное про кого поставил режиссёр поняли? нет? так почитайте что он говорил в 16 году в киеве о нас ио россии как восхищался героями майдана жалел что не живёт на украине и почемуне может жить в россии ! может после прочтения откровений зайкаускаса задумаетесь и поймёте что всё в спектакле не режиссёрские дурь блажь и прихоть он так видит и так ставит
  • к раздумьям....
    01 окт. 2018 г., 16:20:46
    Ответить
    Очень эмоциональный и многословный разбор зрителя, но не совсем о том))) То, что названо пошлостью в спектакле таковой совершенно не смотрится... На театральном языке это бурлеск. Этот прием в контексте постановки применяется, чтобы вызвать неприятие определенных персонажей у зрительской аудитории, и это, очевидно, получилось. Не все же герои вызвали такие эмоции! А как же Кент и Глостер старший?! А Корделия и сам Лир? Спасибо актерам за то, что были разными и очень натуралистичными и не побоялись быть укушенными общественным мнением. Спасибо режиссеру, что не боится говорить то, что думает...
    • Раздумья
      01 окт. 2018 г., 20:15:21
      Ответить
      к раздумьям...
      Бурлеск - он, конечно, и в Африке бурлеск. Но пошлость - она и в Африке - пошлость. Подытожим: "неприятие определенных персонажей у зрительской аудитории" вызывать способами ниже пояса - это всегда считалось недостойным, неким моветоном, если хотите. Во всяком случае, так считалось у тех, кто стоял у истоков российского театрального искусства.
      Претензий к актерам нет. Они вынуждены выполнять то, что им навязано. Речь идет о другом. Если таким вот претенциозным способом нам пытаются навязать, так сказать, современные "европейские ценности", то это сразу входит в разрез с ценностями нашими. Россия всегда отличалась здоровым мировоззрением и решительными действиями. Похоже, еще одна подобная постановка на сцене старейшего театра, и нужно будет всерьез задавать вопросы на всех управленческих уровнях: от руководства театра и наблюдательного совета до министерства культуры Коми и России.
  • Евгения
    01 окт. 2018 г., 18:15:21
    Ответить
    Вчера были на премьере. Да в целом спектакль понравился. Но есть сцены, где лучше бы это сделали через какой-нибудь хореографический рисунок, а то как-то неловко даже было, не приятно. И мне кажется, 1 акт,уж очень был длинноват. А артистам просто нижайший поклон, просто колоссальная проделана работа: Лир, Олбан, Эдмун, Кент. Бравоо! Вот только актрис было плохослышно. Вообщем всех с премьерой. Спасибо.
  • к раздумьям
    03 окт. 2018 г., 9:51:35
    Ответить
    Увы, как-то знакомо все про "русский путь", "некую особенность" и, главное, все это хорошо знакомо и было не так давно. Не правда ли? Не сомневаюсь, вопросы задавать найдется кому.... А спектакль то хороший))