Пациентам в Коми не хватает общения с врачами
В большинстве случаев конфликты между пациентами и медицинским персоналом возникают из-за нехватки у первых информации. Врачам в связи с этим рекомендовали выделять время на беседы с пациентами, а СМИ попросили помочь сформировать позитивный образ медика.
В общественной приемной главы Коми сегодня состоялся круглый стол, на котором обсудили природу конфликтов, возникающих между пациентами или родителями детей-пациентов и медиками. Модерировал обсуждение заведующий хирургическим отделением Республиканской детской клинической больницы, председатель республиканской организации «Ассоциация врачей Республики Коми» Вячеслав Сварич. Он начал с того, что все стороны этого процесса периодически забывают о своих обязанностях, настаивая только на соблюдении прав.
- Особенно много эмоций рождается тогда, когда речь заходит о ребенке в роли пациента. Приходится сталкиваться с родителями или лицами, их заменяющими. Они в этот момент живут в мире, окрасившемся в темные тона. Отсюда особенно критичный настрой и возникающие на этом фоне конфликты, - сказал Вячеслав Сварич.
Конфликты чаще всего возникают на фоне несовпадения реальности и ожиданий. Например, все лекарства и способы медицинской помощи эффективны в 95% случаев, а в оставшихся – либо не действуют, либо наносят вред. В том, что пациент попал в эти 5%, нет ничьей вины.
Вице-президент «Ассоциации врачей республики» Андрей Марков подтвердил, что большая часть конфликтов возникает из-за несовпадения ожиданий от хода лечения или его результатов. Также случаются конфликты на фоне предубеждения (например, отказ от переливания крови по религиозным убеждениям), недовольства организацией процесса (очереди, духота, расписание) и неудовлетворительной коммуникации.
- Пациент тревожится, но из-за высокой занятости врачи не дают ему полную информацию, не уделяют ему достаточного внимания, что порождает недовольство, - разъяснил медик.
Затем он отметил, что часть конфликтов можно предупредить, например, организовав видеонаблюдение за некоторыми общественными пространствами медучреждений. Он перечислил способы, которыми могут разрешаться конфликты: от простого разговора до помощи медиатора - третьей стороны, которая помогла бы сторонам наладить контакт, и вмешательства суда.
Зампред Госсовета Коми Владимир Косов, который много лет проработал в системе здравоохранения, подтвердил, что внимание врача, подробный и обстоятельный разговор могут решить практически любой конфликт. Он неоднократно подтверждал это на практике.
- Только 10-15% жалоб связаны с недоработкой медперсонала. Чтобы решать иные вопросы, которые разговором не снять, мы скоро прибегнем к практике, распространенной на Западе, - сказал он. – Там пациенту перед процедурой дают на подпись контракт. Он должен его прочитать и подписать. В документе говорится о согласии на процедуру и отсутствии претензий по поводу аллергических реакций или недостижения представляемого эффекта.
Медицинский психолог Республиканской детской клинической больницы Оксана Баянбаева подтвердила слова практиков о необходимости диалога между пациентом и медперсоналом.
- Доктора нередко апеллируют к тому, что хороший врач – это не тот, кто улыбается, а тот, кто лечит. Но мы продолжаем настаивать на том, что пациент будет доволен обслуживанием в том случае, если врач встретит его, поприветствует, представится, выслушает и объяснит свои назначения и ход течения болезни. В цейтноте делать это сложно, но нужно к этому стремиться, - сказала психолог.
Помимо базовых знаний и инструкций о том, как вести себя с пациентами так, чтобы не нажить врагов, психологическая служба также занимается разгрузкой медиков, созданием таких условий, чтобы они профессионально не выгорали на работе.
- Еще один момент. Пациенты, особенно впервые оказавшиеся в стационаре, находятся в состоянии стресса. Чтобы помочь им, нужно составить что-то вроде инструкции: где находится гардероб, где выдают бахилы, где находятся нужные кабинеты специалистов, в какие часы работают отделения. Это позволит не тратить эмоции и силы впустую, выбраться из состояния стресса быстрее, - порекомендовала специалист.
Священник Свято-Преображенского храма Димитрий Гераськин рассказал две истории из жизни, которые иносказательно должны были привести к мысли о том, что человек должен нести ответственность за свои поступки.
- К слову об ответственности, далеко не все пациенты, требующие соблюдения их прав, готовы соблюдать правила, установленные медучредением, - отметил Вячеслав Сварич. – Например, многие сопровождающие детей взрослые, несмотря на запрет, выбегают на улицу курить. Они оставляют детей одних, хотя ответственность за их безопасность лежит на их плечах. То же касается и курящих беременных, дети которых страдают от курения внутриутробно.
За пациентов заступилась директор благотворительного фонда «Сила Добра» Татьяна Козлова. По ее словам, в медицинских учреждениях, куда больные попадают с угрожающими жизни диагнозами, должны работать профессиональные психологи, которые помогали бы снять состояние шока и помочь принять новую информацию. Так медики и пациенты или их представители быстрее выстроят конструктивный диалог.
- Из-за недостаточной информированности и конфликтов с медиками на местах нередко происходит следующее: люди не понимают до конца возможности медицины. Откуда-то из Израиля поступает информация о том, что там их вылечат, нужно только заплатить. Люди объявляют сбор средств, отправляются туда, состояние не меняется, а возвращаться приходится туда же, откуда начали – к врачу, с которым конфликт и произошел, - рассказала она. – Чтобы этого не происходило, нужно убедиться, что пациент усвоил информацию.
Решение еще одной проблемы снимет недовольство пациентов – обеспечение медучреждений всем необходимым оборудованием.
- Мама онкобольного ребенка, которому раз в три месяца нужно проходить МРТ, не может этого сделать в Сыктывкаре. Ей нужно либо стоять в очереди во взрослую поликлинику, либо ездить в другие города за свой счет. Естественно, что она будет недовольна, будут возникать конфликты, - привела пример Татьяна Козлова. – То же касается обеспечения необходимыми лекарствами.
Вячеслав Сварич подчеркнул, что пресса подстегивает людей и поддерживает негативный настрой пациентов по отношению к медикам. С ним согласилась член Общественной палаты Коми Надежда Пипунырова.
- СМИ нужно повернуться к медицине лицом, - уверена она. – В последние годы медицина шагнула настолько далеко вперед. Наши врачи – как волшебники. Они отдают пациентам свои знания, умения, силы и сердце. А журналисты рассказывают о случаях, которые вызывают только негатив, а не уважение к труду медика.
Замруководителя управления информационного обеспечения администрации главы Коми Яков Юхнин отметил, что в последние два года в рамках медиапроекта «Медицинские кадры – в Республику Коми» в регионе продвигаются идеи уважительного уважения к профессии.
- Кроме того, у нас есть несколько проектов, через которые мы повышаем престиж профессии врача, - уточнила пресс-секретарь Минздрава Коми Полина Абрамова. – Мы рассказываем об улучшении условий обслуживания пациентов, например, «Бережливой поликлинике», о новом оборудовании, а также о самих врачах. Другой вопрос в том, что сами врачи по разным причинам отказываются от сотрудничества со СМИ: боятся камеры, стесняются, ссылаются на нехватку времени.
- Что касается негатива – от него не уйти. Но, увидев недостоверную информацию в СМИ или соцсетях, нужно на нее реагировать, давать свою позицию, рассказывая людям о том, как все было на самом деле, - добавил Яков Юхнин.
Подводя итоги круглого стола, Вячеслав Сварич обозначил основные выводы: медикам нужно больше общаться с пациентами, чаще нужно прибегать к медиации конфликтов с привлечением третьей стороны, а общественным организациям, представляющим пациентов, нужно наладить более плотный контакт с Минздравом республики, тогда конфликтов станет меньше.
Комментарии (57)
а что сделал ты...
начни с себя...
возьми и сделай что-то молча...
Оставайтесь людьми не зависимо от обстоятельств. Это сложно, но вы старайтесь.
В РГС-Медицина (ныне Капитал) вообще будто уборщицы по телефону отвечают. Ничего не знают! Спрашиваешь их входит ли анализ гормонов в список по ОМС, они не знают, футболят узнавайте в своей поликлинике. Мы вам телефон можем сообщить.
Вот и все на что они годятся, дармоеды.
Вот вам реальный примерпо Эжвинской поликлинике - врач на рентген направляет - рентген поломан. Пишет направление на физиолечение СМТ - прибор поломан. Назначает анализ на ревмопробы - не сделали, в лаборатории нет реактивов.
Вот как врачу ставить диагнозы и назначать адекватное лечение в такой ситуации?! На глазок?
Может лучше вообще часть приемов сделать через интернет общение.скайп например.все равно не смотрят и давление не меряют...
А так надо попробовать...например по пять человек в день.для консультации
ДО ЭТОГО УСПЕЛА НАПИСАТЬ В КНИГЕ БЛАГОДАРНОСТЬ ВСЕМУ ПЕРСОНАЛУ И ПОЗДРАВИЛА С НОВЫМ ГОДОМ. ТЕПЕРЬ ЖАЛЕЮ. НО НАСТРОЕНИЕ ПОРТИТЬ НИКОМУ НЕ СТАЛА. НИКОМУ МЫ НЕ НУЖНЫ.
При поступлении подписываем, что доверили своё здоровье тому-то врачу. Но он даже не осматривает, назначения не озвучивает, на спрашивает о самочувствии после назначений. А многие препараты не оказывают эффективного действия на снижение давления, сердечного ритма, не снимают приступы стенокардии. Вот и подбираю себе препараты сама, читая инструкции.
Фрейд
Сомневаюсь, что их проводили после взятия крови? Да их не спешат назначать, даже необходимые по диагнозам.
Огромные изменения год от года произошли в РКД с 2000года. Страшно туда попадать. Все шушукаются по палатам, не довольны, но озвучивать никто не собирается,боятся, что совсем лечить не будут.
Есть у нас ещё врачи от БОГА, которым не слава, не звания важны, а здоровье людей, пришедших к нему за помощью.
НО ЭТО ИЗ МИРА УЖЕ ФАНТАСТИКИ!!! ПОТОМУ ЧТО ВСЁ МЕНЬШЕ ОСТАЁТСЯ СПЕЦИАЛИСТОВ, УМЕЮЩИХ ЛЕЧИТЬ,А НЕ ЗАРАБАТЫВАТЬ СЕБЕ ОГРОМНЫЕ ДЕНЬГИ,НАЖИВАЯСЬ НА СТРАДАНИЯХ БОЛЬНЫХ.
( для придания значимости, возводя "ПОЛОЖЕНИЕ РЕБЁНКА" в идол) и родители , и врачи, и государственная власть, в своих корыстных целях
Врачи спокойны, так как лечение проводят в рамках стандартов, законов, установленных Господами министрами здравоохранения.
1. Не может врач оказать квалифицированную медицинскую помощь работая в одно и тоже время на несколько ставок, а затем идёт ещё и в платную клинику. Перегрузка зашкаливает.
2. Низкая подготовка врачей в вузах, не даром ввели 2-годичную ординатуру.
3.Не может получить нормальную теоретическую и практическую подготовку врач в Сыктывкарском университете .когда там в мединституте всего 3 кафедры, допустим как в Ижевской медакадемии их 52.
4.Слишком много ненужной бумажной и электронной документации.
5.Исчез принцип лечить не болезнь, а больного. Сейчас всех под одну гребенку-по стандарту. Если какое-то отклонение от стандарта- штрафные санкции.
И много ещё факторов.
Почему плохие чиновники, плохие дороги,плохое ЖКХ и.т.д.- а медицина должна быть хорошей? Это звенья одной цепи. Государство сплошных проблем. Может всё дело в нас самих?