Чиновники и фольклористы решили объединиться в поиске мифологического бренда Коми
Сегодня Представители Минэкономразвития, Миннаца, общественных объединений, педагоги и историки встретились за круглым столом, чтобы высказать свою точку зрения о том, какой исконно коми персонаж подходит под мифологический бренд республики. В центре спора оказалось недавнее голосование, организованное Финно-угорским порталом. Персонаж по имени Зарань, набравший наибольшее число голосов, теперь претендует на попадание в «Сказочную карту России.
Общественники поспорили, кто из персонажей коми мифологии более достоин представлять республику россиянам и иностранцам. Фото Андрея Ретанова
Открывая встречу, главный редактор Финно-угорского портала Полина Романова напомнила собравшимся историю спорного вопроса. В прошлом году некий Алексей Козловский создал проект под названием «Сказочная карта России», который «раскрутился» буквально за полгода. Некоторые регионы даже успели поссориться из-за сказочных персонажей. Например, Ульяновская область оказалась расторопнее и назвала себя родиной Колобка, что очень не понравилось украинцам. Сказочные бренды уже приносят регионам дивиденды: создается тематическая туристическая инфраструктура, продается сувенирная продукция.
К этому проекту, по инициативе портала, решила присоединиться и республика. Ученые предложили наиболее подходящие для карты персонажи, и в мае этого года на портале началось голосование. Посетители ресурса выбирали из восьми «кандидатур»: Пера-богатырь, Яг-Морт (Лесной человек), Зарань, Йиркап, Лось, Ёма, Ош и Войпель. Победила Зарань. Фольклористы возмутились, они утверждают, что образ - «новодел», придуманный в 60-70-е годы персонаж, не имеющий никакого отношения к Коми. Некоторые даже высказывают опасение, что такой «захват» может не понравиться коми-пермякам, и тогда начнется «маркетинговая война».
- Да, мы немного поторопились с голосованием, но я в этом не вижу ничего плохого, - считает Полина Романова. – Мы сделали главное: об этом заговорили, работа началась.
Главного редактора портала поддержала лидер коми молодежного движения «МИ» Яна Сажина, которая рассуждала как маркетолог.
- Мы активно голосовали за Зарань. Мы считаем, что с женским образом легче работать, и как лицо республики она может стать модным, оригинальным символом, - заявила активистка.
Г-же Сажиной оппонировал историк-реконструктор Игорь Андрианов, который не считает Зарань ярким образом.
- Почему на голосование были выставлены эти восемь персонажей? А где Корт-Айка? Стефан Пермский? – возмутился он. - Йиркап – самый подходящий для сказочной карты, это исконно коми персонаж, охотник, добытчик. И географически он относится к Коми, и все сопутствующее тоже есть – костюмы разработаны, что-то можно посмотреть в фондах музеев, есть археологические находки (лыжа с лосиной мордой), есть деревня Кони – памятник деревянного зодчества, имеющий полное право называться этнокультурным центром.
Спор о том, кто должен представлять Коми на карте, перерос в перечисление проблем. Одни говорили о том, что в республике мало ученых, изучающих коми-мифологию. Другие – о безграмотности людей, которые не знают, не интересуются, не популяризируют свою культуру. При этом специалисты признали, что одна из причин кроется в системе образования. В школах элементарно не хватает специальной литературы. Третьи затронули тему отсутствия внутренней туристической культуры: в республике нет предложений по программе «выходного дня».
Участники «круглого стола» вовлекли в обсуждение и журналистов, предложив ответить на вопросы «кто такой Йиркап» и почему все дети знают Шрэка, а персонажей коми-мифологии нет. Так же прозвучало несколько реплик о том, что исконно коми культура искажается, преподносится недостоверно.
- А я вообще считаю, что фестиваль «Ыбица» - одно из преступлений. Это чисто русское название. В коми языке нет буквы «ц», - заявила генеральный директор холдинга «Коми му» Надежда Быковская.
- Давайте будем называть «Ыбича», - предложил тут же кто-то из участников встречи.
По мнению председателя общественного движения «Коми войтыр» Сергея Габова, в регионе нет системы, нет знаний и комплексного подхода к ликвидации такой безграмотности. По его словам, необходимо начинать «с низов», с муниципалитетов, чтобы жители продвигали образы и традиции, свойственные их территории.
В свою очередь, старший специалист отдела развития туризма Минэкономразвития республики Лидия Фролова заявила, что органы власти готовы к обсуждению бренда Коми, поддерживать проекты и печатать книги – все в рамках региональной программы развития туризма.
- Мы все с вами понимаем, что главная цель – это грамотно представить республику на федеральном и международном уровнях, чтобы о нас узнали. Культура и люди Коми этого достойны. Это не последняя наша с вами встреча, - подвела итог собранию Полина Романова.
По ее словам, Зарань уже «закреплена» за Коми, осталось только создать ее визуальный образ, чтобы ее могли нарисовать на карте. Кроме нее, там могут появиться и другие персонажи – их число не ограничено. Главное, чтобы они были узнаваемы и работали на регион.
Комментарии (53)
2) то что зарань никто кроме коми не знает это скорее минус, это лось может ассоциироваться со сказаками любой северной страны
Построить избушку Яг-Морта в Ибе. А Яг-Мортом назначитиь Бурдина, у него уже имеется соответствующий костюм и бубуен.
И вы туда же...
Он не прогибается перед начальством, не ходит на выборы, не врет, не обманывает, не копит деньги, не пользуется VIP залами и спа-салонами.
Я за ЯГ-Морта!!!
Но что делать, будем теперь жить тем, что придумали господа учёные и литераторы.
2) Зарни Ань (легенда о спрятанной и до сих пор не найденной золотой статуетке),
последний "вариант" мне ближе всего - а вдруг когда нибудь найдут.
(к тому же все взрослые любят возвращаться в детство - там уютно и защитно ))
стала бы история " Катша - катша ..... тури помоче коре"
история о взаимоподдержке, о добрососедстве , о помощи , просто о внимании к друг другу ,.....о поддержке древних коми ремесел ))) .....
историю можно дополнить шикарным " пызан" в честь окончания строительсва )
Коми менталитет - это и менталитет доброго соседства . Это тоже надо ценить.
Уж не буду писать - соединяйтесь.
2) раскрутить еще что то не мешает никто, но это минус время и минус немалые деньги, учитывая неблагозвучность для потенциальных покупателей, результат бы не предсказал
3) незнаемое что то (зарань) продать сложно, нарочно с фольклором никто знакомится не будет, а уж принять этот образ - нужна работа покупателя - он от нее отвык
4) олешка - это тундра, и скорее Лапландия и дедко мороз, в Коми в основном тайга, в которой в основном все площадки для туристов
выв) так что только лось, пожалуй, меня удивило что выбирали единый бренд для республики, почто не разбросать по городам и весям то?
Мне понравился образ Йиркапа. Однако боюсь, что следующим сливом денег из бюджета будет упомянутая деревня Кони.
А что сейчас в Ыбе - погуляли и забыли?!
Да и богатырем он стал только благодаря волшебным лыжам, а так - простой охотник. Но, если в Коми раньше почитали удачливых охотнико, почему бы и нет?
Жаль, что медведь - уже символ, ну сами знаете чего.
в жертвенной позе ......
Ой, к чему бы это ...))))
Тепло и весело в этом краю. Высокие горы да тёмные леса, прозрачные реки да красивые озёра, цветущие луга да зелёные поля, а также города и посады - всё это богатство края. Солнце-Огонь и сейчас убегает из этих мест, поэтому и бывает зима каждый год. Оно бы и сожгло наши места летом, но Зарань их оберегает. Она просыпается и встаёт раньше всех и последней уходит спать вечерами - всё следит, чтобы никого не сожгло Солнце-Огонь. Только каждое летнее утро земля и лес покрываются чистой прозрачной росой. Это слёзы Зарани.