content/news/images/99374/PSV_4222_mainPhoto.jpg
19:28, 02.09.2019 / ЭКОНОМИКА

Бюджетную политику Коми переориентируют на нацпроекты

Правительство республики намерено сохранить устойчивость бюджетной системы региона, ожидая стабильный рост налоговых доходов, сдерживая расходы и сохраняя уровень долговой нагрузки в безопасных пределах. Главным приоритетом на ближайшие три года станет исполнение обязательств по реализации нацпроектов.

Бюджетную политику Коми переориентируют на нацпроекты
Фото Сергея Паршукова и Виктора Бобыря

На портале общественного обсуждения проектов нормативных актов опубликован проект постановления правительства Коми об утверждении основных направлений бюджетной и налоговой политики республики на 2020-й и последующие 2021 и 2022 годы. Заявляется, что поставленные в этом документе цели и задачи должны использовать Минфин для работы над республиканским, а муниципалитеты — над местными бюджетами.

В проекте описывается положение дел в финансовой сфере региона в 2018-м и первой половине 2019 года. Отмечается, что в Коми сохраняется «достаточно устойчивая социально-экономическая ситуация с тенденцией ее улучшения в сфере государственных финансов».

Основным приоритетом бюджетной политики стало снижение долговой нагрузки. В 2018 году госдолг снизился более чем на четверть и составил 37,8% от суммы доходов республиканского бюджета без учета безвозмездных поступлений (28,4 млрд рублей). На 1 сентября 2019 года размер госдолга снизился до 26,8 млрд.

Минфин успешно реализует программу оздоровления государственных финансов. Оптимизация расходов позволила сэкономить в 2018 году 6,8 млрд рублей (173% от планового значения), а установленные на 1 июля 2019 года значения уже перевыполнены на 17,2%, (5,2 млрд рублей). Срок действия программы продлен до 2024 года.

BOB_7604.jpg

Объем налоговых доходов региона в 2018 году составил 83,9 млрд рублей, что на 11,2 млрд, или на 15,5%, больше уровня 2017 года. Традиционно основными источниками стали налог на прибыль организаций (34,5%), налог на доходы физических лиц (29,1%), налоги на имущество (28,7%), акцизы (3,5%). Значительный рост налоговых доходов обеспечен увеличением поступлений налога на прибыль организаций на 6 млрд. Кроме того, по налогу на имущество организаций поступило на 3,7 млрд рублей больше, чем в 2017-м. Поступление налога на доходы физлиц увеличилось на 1,5 млрд.

Основным негативным моментом при прогнозировании и исполнении бюджета Коми в 2019 году являются изменения в Налоговом кодексе, согласно которым с 2019 года из объектов налогообложения налогом на имущество организаций исключено движимое имущество. В результате выпадающие доходы республиканского бюджета с 2019 года составят примерно 4,4 млрд рублей ежегодно.

Коми является регионом с развитой экономической базой. А федеральный центр главным образом поддерживает экономически слабые субъекты, поэтому с 2015 года наблюдается снижение объема дотаций республике. Из-за относительно высокого уровня бюджетной обеспеченности Коми и в среднесрочной перспективе не может претендовать на значительные объемы дотаций.

Вместе с тем благодаря усилиям органов исполнительной власти и правительства республики удалось существенно повысить уровень федерального софинансирования расходных обязательств региона. Если до 2017 года он составлял 35%, то в 2018-м предельный уровень увеличился до 70%, а в 2019-м — до 95%. Однако средний фактический уровень софинансирования в 2018 году был несколько ниже установленного предельного уровня и составил 56%.

Увеличиваются и расходы. В 2018 году они составили 85,5 млрд рублей, увеличившись по сравнению с предыдущим годом почти на 6 млрд. Наибольший рост расходов приходится на оплату труда, и это было связанно с двухэтапным повышением МРОТ. Крупнейшими направлениями расходования средств бюджета являются образование, здравоохранение и социальная сфера, на них приходится 70% всех трат. Доля расходов на зарплату увеличилась до 45%.

«Это свидетельствует, с одной стороны, о ярко выраженном социальном характере регионального бюджета, а с другой, из-за значительной доли первоочередных, обязательных расходов — о его недостаточной гибкости», — отмечается в документе.

В ближайшие три года бюджетную и налоговую политику правительство намерено стратегически увязать с реализацией нацпроектов, сохранив устойчивость и сбалансированность бюджетной системы Коми. Этого собираются достичь за счет повышения налоговых и неналоговых доходов, сдерживания роста расходов, не обеспеченных увеличением доходов, сокращения долговой нагрузки. Основным инструментом, обеспечивающим решение поставленных задач, останется программа оздоровления финансов.

Продолжится работа по корреляции действующих налоговых льгот, освобождений и иных преференций по налогам. Сейчас Минфин Коми рассматривает вопрос об установлении налоговой льготы по налогу на имущество организаций или налоговой преференции в виде инвестиционного налогового вычета по налогу на прибыль организаций для тех, кто участвует в реализации нацпроектов. Введение этой налоговой льготы (налоговой преференции) планируется с 1 января 2020 года.

Эффективная бюджетная политика будет строиться на следующих приоритетах:

достижение целей нацпроектов, их финансирование в первоочередном порядке;

сохранение достигнутого соотношения между уровнем зарплаты бюджетников и размером оплаты труда в среднем по экономике;

— совершенствование мер соцподдержки (выделение дополнительно 1,3 млрд на выплаты семьям с детьми, замена пособия семье и одиноко проживающему гражданину, среднедушевой доход которых ниже гарантированного душевого денежного дохода, новым видом помощи — социальное пособие, введение семейного соцконтракта для малоимущих семей с детьми);

оптимизация сети государственных и муниципальных учреждений с целью обеспечения повышения качества предоставляемых услуг;

установления нормативов формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления и муниципальных служащих;

оптимизации структуры органов местного самоуправления, в том числе путем реорганизации (объединения, изменения) муниципальных образований;

— оказание госуслуг за счет привлечения частных организаций на конкурсной основе;

оптимизация бюджетных расходов на реализацию инфраструктурных проектов, в том числе путем привлечения частных инвесторов;

широкое вовлечение людей в процедуры обсуждения и принятия конкретных бюджетных решений;

стимулирование предпринимательской активности за счет уменьшения налоговых ставок, применяемых при упрощенной системе налогообложения для налогоплательщиков.

1553

Комментарии (8)

Добавить комментарий
  • :)
    02 сент. 2019 г., 19:59:43
    Ответить
    Ну вот всё и налаживается!
  • Бухгалтер
    02 сент. 2019 г., 20:28:38
    Ответить
    А в таблице нарисовано падение доходной части бюджета в 2018 году по сравнению с 2017 годом, причём значительное падение, кому верить? Орешкину?
    • Очкарик
      02 сент. 2019 г., 21:25:28
      Ответить
      Это не 2018 а 2016. Приглядитесь.
  • Нацпроекты
    03 сент. 2019 г., 7:10:36
    Ответить
    это роспил
  • по манифесту ЕдРо
    03 сент. 2019 г., 7:16:28
    Ответить
    к 2017 РФ - мировой лидер по развитию экономики и уровню и качеству жизни россиян ... нацпроект на 15 лет с 2002г а ещё путинизьм обещал 20 млн высокоотехнологичных раб мест ... получилось : 22 млн нищих
  • Нац-проэкт
    03 сент. 2019 г., 8:33:09
    Ответить
    Украл, выпил, сел - и все при деле.
  • Эжегодно граждане Коми
    03 сент. 2019 г., 8:33:58
    Ответить
    Отдают в москву 2/3 всех собранных в Коми налогов.
    Даже колонии столько не платили оккупантам.